Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Забастовка в трудовом праве

Содержание


Введение

Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора признаётся ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ, а также подробно урегулировано в ФЗ от 23.11.95 г. № 175 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Актуальность темы объясняется ее большой значимостью как для науки трудового права, так и для практических целей. Именно законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров является тем инструментом, которым пользуются стороны для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями по поводу установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда, а также разногласий, вызванных заключением и исполнением коллективных договоров.

Тема эта важна прежде всего тем, что в процессе разрешения коллективных трудовых споров принимает участие большое количество людей, которые зачастую имеют принципиально разные подходы к вопросам, составляющим суть трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Целью данной работы, является рассмотрение принципиально важного для трудового права вопроса правовом регулировании забастовок

Для этого автор раскрывает следующие вопросы:

  • что является предметом коллективного трудового спора,
  • между какими субъектами возникают разногласия,
  • законодательно установленный порядок объявления забастовки,
  • порядок формирования примирительных органов и разрешения ими разногласий,
  • порядок признания законности или незаконности забастовки,
  • правовые последствия для работников участия в законных и незаконных забастовках,


Историческая справка

Забастовки имели большое значение для появления трудового законодательства во всех странах, в том числе и в царской России. Трудовое законодательств появилось в результате забастовочной борьбы рабочего класса. Ни один закон о труде ни в царской России, ни в зарубежных странах в конце XIX и начале XX в. не издавался без стачечной борьбы трудящихся. И в настоящее время рабочий класс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовок в различных формах (замедленный темп работы, предупредительные - кратковременные, 24- или 28-часовые, ступенчатые - прекращение работы па несколько часов в день или неделю, перемежающие - по очереди останавливается paбoтa каждою цеха, стачек, до объявленного полною прекращения работы и др.) не только вынуждает собственников и правительство идти на социальные реформы, улучшающие определенным образом условия труда, но и борется против антирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные уступки. И право на забастовку закреплялось в законодательстве также под напором рабочего движения.

Регулирование трудовых отношений на законодательном уровне началось в нашей стране с прошлого века. В истории страны существуют три главных кодифицированных акта: кодексы законов о труде 1918, 1922 и 1971 годов. Эти факты свидетельствуют о том, что трудовое право относится к самой, или почти самой, молодой отрасли права в тысячелетней правовой истории. Поэтому в многовековой правовой истории по сравнению с гражданским, уголовным, конституционным законодательством, наверное, нужно несколько иначе оценивать состояние трудового законодательства.

Но трудовое законодательство, разработанное в период социализма, и, в частности, КЗоТ РСФСР 1971 г., было ориентировано на регулирование трудовых отношений в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, а также в кооперативах и колхозах, и не могло полно и всесторонне регулировать сложившиеся отношения.

Советский Союз в 1974 г. ратифицировал "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" ООН 1966 г., согласно которому принявшие его государства обязываются обеспечить право на забастовку в соответствии с регламентирующим ее законодательством страны. Но закон, регламентирующий забастовки, был принят у пас лишь через 15 лет после ратификации указанного пакта, поскольку до 1989 г. в стране их не было.

Право на забастовку - это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка - это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.

Как и в Федеральном законе о коллективных трудовых спорах, в Трудовом кодексе РФ указано, что признается право на забастовку — как способ разрешения коллективного трудового спора (статьи 398, 409 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ отдельно предусмотрел процедуры разрешения коллективного трудового спора и объявления забастовки на уровне организации и на более высоком уровне (выше организации). Кодекс исходит из концепции, выраженной в Главе 4 и других, о том, что представителем работника на уровне организации является первичная профсоюзная организация, а профсоюзы и объединения профсоюзов представляют работников на уровнях выше организации.


Библиография

Для написания своей работы использовался целый ряд источников, среди которых можно выделить нормативно-правовые акты, монографические издания, журнальные статьи, учебную литературу.

Среди нормативно-правовых актов использовались:

Конституцию РФ, в данном документе закреплены основные нормы. Конституция является основным источником в сфере законодательства;

Трудовой кодекс – документ, в котором закреплены основные положения о порядке разрешения коллективных трудовых споров;

Теперь рассмотрим монографические источники:

При написании работы были использована следующая литература: Куренной М.П. «Трудовое право на пути к рынку», Толкунова В.Н. «Трудовые споры и порядок их разрешения», Киселёв И.Я. «Зарубежное трудовое право», Семенков В.И «Трудовое право», Р.З.Лившиц, Ю.П. Орловский «Трудовое право России», А. Д. Гусев, Я.С. Яскевич «Права человека»,

Петелина И.В. Некоторые проблемы законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров // Экономика здравоохранения -2002-№4-с.44-49 Статья интересна тем, что дается сравнительный анализ разрешения трудовых споров в разных странах. Особое внимание уделено праве на забастовку.

Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО»ТК Велби», 2002 Учебное пособие подробно рассматривает вопрос разрешения трудовых споров. Материал из этой книги использовался на протяжении всей работы

Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский – М.: ИНФРА-М, 2002 Приводится постатейный комментарий к ТК РФ. Использовался как источник справочной информации


1.Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

1.1.Забастовка как способ разрешения трудового спора

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст.398 ТК РФ забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора забастовка - это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Существенно изменился порядок выдвижения требований. Ранее таким правом обладали работники и их представители, причем последние могли выдвигать требования независимо от работников (профсоюзы в порядке, предусмотренном уставом). По новым нормам требования на уровне организации выдвигаются работниками или их представителями, определенными в соответствии с Главой 4 Трудового кодекса РФ; однако в любом случае, даже если требования выдвинуты профсоюзом, они должны быть утверждены на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция — если на ней присутствует более 2/3 избранных делегатов; решение принимается простым большинством голосов.

Часть шестая статьи 399 Трудового кодекса РФ предусматривает, что требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Эта норма в контексте других норм Кодекса означает, прежде всего, что требования на уровне выше организации могут быть выдвинуты профсоюзом или объединением профсоюзов и направлены тому лицу, с которым этот профсоюз (объединение профсоюзов), исходя из предусмотренных в Главе 4 Кодекса уровней социального партнерства, взаимодействует. Поскольку специальных норм о порядке выдвижения таких требований Трудовой кодекс РФ не предусматривает, следует исходить из того, что они выдвигаются в порядке, предусмотренном уставом профсоюза или объединения профсоюзов.

Соответственно статья 400 Трудового кодекса РФ предусматривает теперь различные сроки для рассмотрения требований по коллективному трудовому спору работодателем (объединением работодателей): 3 дня для рассмотрения требований работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и 1 месяц — для рассмотрения требований профсоюзов и их объединений, то есть фактически, требований, выдвинутых на уровне выше организации.

Порядок и способы разрешения конфликтов позволяют сформировать целостную систему урегулирования коллективных трудовых споров, добиться их цивилизованного разрешения на ранних стадиях возникновения, не допустить проведения забастовки, как крайней формы отстаивания прав и интересов работников.

Эта система предполагает проведение в определенной последовательности ряда примирительных процедур, а именно, рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Весь процесс примирения можно разделить на несколько фаз:

1) диагностика конфликта, в ходе которой не только определяется предмет спора, но и устанавливается юрисдикция конфликта;

2) закрепление полномочий посредника, арбитров соответствующим соглашением сторон (в случае необходимости — при участии представителя третьей стороны);

3) налаживание коммуникаций — объяснение сторонам целей, процедур посредничества, установление основных правил поведения представителей сторон в ходе примирительной процедуры;

4) непосредственное посредничество; выяснение позиций сторон на момент вмешательства посредника в конфликт и уточнение представления сторон о реальности;

5) определение областей взаимных интересов;

6) поиски возможных вариантов разрешения спора (выработка возможных вариантов приемлемых решений, согласование критериев оценки вариантов приемлемых решений, оценка вариантов приемлемых решений);

7) подготовка проекта соглашения (протокола разногласий) и его подписание.

Принципиальным изменением порядка разрешения коллективного трудового спора с использованием примирительных процедур является положение о том, что рассмотрение спора в трудовом арбитраже производится только в том случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (часть первая статьи 404 ТК РФ). Это касается также и случаев уклонения одной из сторон от создания примирительной комиссии (часть первая статьи 406 ТК РФ): стороны переходят к формированию трудового арбитража, однако спор рассматривается в трудовом арбитраже только в том случае, если достигнуто соглашение об обязательности его решения. Кроме того, независимо от достижения сторонами соглашения об обязательности решения трудового арбитража, арбитраж создается в тех организациях, где законом запрещено или ограничено проведение забастовок (часть третья статьи 406 ТК РФ).

1.2.Порядок объявления забастовки

Порядок объявления забастовки также претерпел изменения по сравнению с Федеральным законом о коллективных трудовых спорах. Ранее, правом объявления забастовки обладали работники организации, филиала, представительства либо работники, являющиеся членами профсоюзной организации, путем принятия решения на собрании (конференции). Теперь Кодексом предусмотрены две различные процедуры принятия решения об объявлении забастовки:

1) в организации (филиале, представительстве, ином обособленном подразделении). В этом случае решение принимается на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения);

2) вне организации. Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается профсоюзом (объединением профсоюзов), а затем утверждается на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности (часть первая статьи 410 ТК РФ).

Исходя из этого, можно заключить, что забастовка может проводиться только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении решения об объявлении забастовки. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа работников (делегатов конференции) — часть вторая статьи 410 ТК РФ; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих — часть третья статьи 410 ТК РФ.

Новым по сравнению с Федеральным законом о коллективных трудовых спорах является положение о том, что решение об объявлении забастовки может быть подтверждено путем сбора подписей более половины работников организации (часть четвертая статьи 410 ТК РФ).

Забастовка является крайней мерой и единственным законным способом вынужденного активного давления работников на работодателей. Право на забастовку признано всеми прогрессивными государствами. Но нигде право на забастовку не рассматривается как абсолютное — законодательство всегда предусматривает его ограничение в интересах всего общества.

Российское законодательство, признавая право работников на забастовку, определяет ее как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (статья 398 ТК РФ) и регламентирует порядок ее объявления и проведения, а также устанавливает гарантии работникам в связи с ее проведением (статьи 414, 415 ТК РФ).

К забастовке работники вправе прибегнуть, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо если работодатель уклоняется от процедур или не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В решении об объявлении забастовки должны быть указаны те же моменты, что и ранее, в частности, предполагаемая продолжительность забастовки.

Порядок установления минимума необходимых работ урегулирован также, как и в Федеральном законе о коллективных трудовых спорах после внесения в него изменений Федеральным законом от 06.11.2001 №142-ФЗ. Перечень минимума необходимых работ в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом (если в этой отрасли действует несколько общероссийских профсоюзов, то со всеми общероссийскими профсоюзами). Порядок утверждения минимума устанавливается отдельным актом Правительства РФ. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с территориальными объединениями организаций профсоюзов (объединениями профсоюзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В каждой организации минимум необходимых работ утверждается в течение 5 дней с момента объявления забастовки на основании этого общего перечня (он не может быть шире типового перечня) совместным решением сторон и органов местного самоуправления. При недостижении согласия относительно минимума необходимых работ, он устанавливается решением представительного органа местного самоуправления. Включение вида работ (услуг) в перечень должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан в случае их невыполнения (статья 412 ТК РФ). Такое регулирование вопросов установления минимума необходимых работ способствует введению более цивилизованного способа обеспечения безопасности людей, их здоровья и жизненно важных интересов общества при проведении забастовок.

Основные требования к забастовке таковы:

- Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 409).

- Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

- Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции) (ст. 410).

- При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить своё решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

- После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупреждён в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, её возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК.

- О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупреждён в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

- В решении об объявлении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки, её предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

- Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

- Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418).

В ст. 411 урегулированы вопросы создания и деятельности органа работников, возглавляющий забастовку, который вправе: созывать собрание (конференцию) работников, получать информацию от работодателя, приостанавливать забастовку.

В ходе забастовки: продолжаются примирительные процедуры, работодатель и орган бастующих принимают меры по обеспечению общественного порядка и сохранности имущества, производят необходимый минимум работ (ст. 412).

В ст. 413 указано, что Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учёта сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

В ходе примирительных процедур и забастовки ТК и ФЗ предусматривают участникам гарантии, а нарушителя - ответственность:

- Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК, иными ФЗ.

- Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трёх месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисуиплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (ст. 405).

- В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передаётся на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406).

- По ст. 414 участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 ТК.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 Кодекса.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с её проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК.

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК.

- В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая забастовку, запрещён локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.

- Для представителей работодателя предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность за нарушения норм о примирительных процедурах и невыполнение достигнутого соглашения по спору, а за незаконную забастовку - дисциплинарная ответственность и возмещение убытков работодателя (по суду).

1.3.Основания признания забастовки незаконной

Забастовка может быть признана судом незаконной в случаях:

1) необеспечения минимума необходимых работ и (или) услуг (часть восьмая статьи 412 ТК РФ);

2) если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (часть третья статьи 413 ТК РФ).

Кроме того, часть первая статьи 413 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В силу части второй статьи 413 Трудового кодекса РФ право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. В случае проведения забастовки в организациях, где не допускается проведение забастовки в соответствии с федеральным законом, такая забастовка также может быть признана незаконной.

Порядок объявления забастовки Кодекс и Закон урегулировали четко. Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если в них присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции). Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после 5 календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).

1.4.Права и обязанности спорящих сторон при забастовке.

Работодатель должен быть предупрежден второй спорящей стороной в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее, чем за 10 календарных дней до ее начала. В решении об объявлении забастовки указываются:

- дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество ее участников;

- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах во время забастовки;

- предложения (перечень) по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на производстве в период проведения забастовки. Эти разного уровня перечни и их составление определены ст. 412 ТК.

Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т.д., используя указанный 10-дневный предупредительный срок до начала забастовки. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов. Он вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать соответствующих специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, а также приостановить забастовку и возобновить ее после приостановления без повторного рассмотрения спора в примирительной комиссии, с посредником или в трудовом арбитраже. О таком возобновлении забастовки он должен предупредить работодателя и Службу не позднее, чем за 3 рабочих дня до забастовки.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения различных примирительных процедур. Для обеспечения в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества производства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, работодатель, органы исполнительной власти и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять для этого зависящие от них меры. В тех организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например, скорая помощь, больницы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного самоуправления в 5-дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В случае необеспечения минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Закон предусмотрел обязательное ведение документации при разрешении коллективного трудового спора. Все действия сторон оформляются протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки. Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона, а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право на забастовку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка, если на ней выполняются нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются. Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке (например, во всех случаях сохранять за время забастовок оплату не ниже их среднего заработка).

Более того, ст. 415 ТК и ст. 19 Закона запрещают локаут, т.е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Закон РФ четко установил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в судебном порядке (ст. 20).

Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 416 ТК). Закон предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

К организаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, должны нести материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение ущерба производится за счет профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.


2.Анализ судебной практики

Невыполнение требования закона об обеспечении минимума работ (услуг), в установленном для конкретного случая размере может служить основанием для признания забастовки незаконной. В организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (транспорт, водоснабжение, скорая помощь, больницы и т.п.) при забастовке должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органом местного самоуправления (исполнительной власти) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Так, в октябре 1996г. коллектив Смоленской атомной электростанции провел трехдневную забастовку. Причиной ее проведения стала многомесячная задержка заработной платы. В ходе проведения примирительных процедур было установлено, что требования работников вписываются в рамки коллективного трудового спора.

Администрация АЭС с этим не согласилась. В ходе судебного разбирательства Смоленский областной суд, а затем и Верховный суд РФ признали забастовку работников АЭС незаконной.

Основанием для этого решения послужило отсутствие утвержденного минимума необходимых работ (услуг), подлежащих выполнению в ходе забастовки, и создание в ходе стачки реальной угрозы здоровью людей.

Существенным является участие всех заинтересованных сторон в разработке отраслевого перечня. Рассмотрим пример

Верховный Суд Российской Федерации1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Российского профессионального союза учителей и Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ о признании недействующим приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования", установил:

Российский профессиональный союз учителей и Общероссийский объединенный профсоюз работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим в полном объеме приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955, зарегистрированного 26 мая 2003 г. N 4592 в Министерстве юстиции Российской Федерации, "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования" (далее - Приказ).

В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах".

Незаконность Приказа состоит в том, что перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования, разработан и утвержден без участия всех действующих в отрасли общероссийских профессиональных союзов, в частности, без участия заявителей, являющихся зарегистрированными в установленном порядке и действующими в организациях системы образования общероссийскими профессиональными союзами.

В судебном заседании представители заявителей Х., Б. и С. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении, пояснив, что оспариваемый Приказ на согласование к заявителям, являющимся общероссийскими профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования, не направлялся. Между тем они не согласны с утвержденным Приказом перечнем минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования.

Представитель Министерства образования Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. просила суд отказать в удовлетворении требования заявителей за необоснованностью, признав в то же время, что проект оспариваемого Приказа был согласован только с одним из семи зарегистрированных в системе образования общероссийских профессиональных союзов.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей требование заявителей удовлетворить, суд приходит к выводу, что заявление Российского профессионального союза учителей и Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Выполняя поручение законодателя, Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) (далее - перечень работ) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).

Правила предусматривают, что перечень работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей.

Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти.

Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти (пункты 2-6).

При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части 3 статьи 412 Трудового кодекса и вышеприведенных положений Правил Министерство образования Российской Федерации разработало и утвердило перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования, без участия заявителей, которые являются общероссийскими профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования.

Объяснения заявителей о том, что они являются общероссийскими профессиональными союзами, действующими в организациях системы образования, подтверждаются имеющимися в деле копиями свидетельств о регистрации данных общественных объединений, выданных Министерством юстиции Российской Федерации (л.д. 6, 7), их уставами, а также другими письменными доказательствами.

Признавался данный факт в суде и представителем Министерства юстиции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оспариваемый Приказ как противоречащий нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающий права заявителей на участие в разработке перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях системы образования, подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

заявление Российского профессионального союза учителей и Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 1955 "Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.


Заключение

В последнее время приходится довольно часто слышать о забастовках, акциях отказа от работы, пикетах, голодовках и блокировании дорог. Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего белорусского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.

В современных экономических и правовых условиях можно говорить о формировании двух основных сфер приложения личного труда человека: свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской (и иной, не запрещенной законом экономической) деятельности и свободном распоряжении своими способностями к труду (работа по найму). Правовой статус указанных категорий граждан отличается, в частности, по объему экономического риска, ответственности, социальным гарантиям. Причем вторая категория граждан (наемные работники) находится в экономической зависимости (хозяйской власти) от первой, выступающей в роли работодателей. Таким образом, работодатели осуществляют деятельность для достижения собственных целей, используя не только свои способности и имущество, но и способности к труду других людей

В ходе разрешения коллективного трудового спора стороны должны выполнять обязанности, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашением либо соглашением, достигнутым при разрешении спора. При нарушении законодательства о порядке разрешения коллективных трудовых споров стороны несут ответственность.

Так, согласно статье 416 представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.


Список литературы

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  2. Рекомендация Международной Организации Труда от 29 июня 1951 г. N 92 о добровольном примирении и арбитраже // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1956, том 1
  3. Конвенция Международной Организации Труда N 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.) // Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.
  4. Рекомендация Международной Организации Труда от 19 июня 1981 г. N 163 о содействии коллективным переговорам // Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г.). – М., 2002
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
  7. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2
  8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст. 3029,3033;

Просмотров: 1728     Дата: 2016-06-14

Еще скачать:


Нанотехнологии в охране окружающей среды
Международное движение капитала
Шпоры математических моделей
Методы удоволетворения потребностей сферой сервиса
Построение математических моделей методом регрессионного анализа