Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Технические средства в СКСиТ

Введение

В курсовой работе рассматривается история развития фототехники. Выделяются основные этапы развития механических и электронных устройств для получения фотографий путем воздействия света на светочувствительные материалы и последующей обработки этих материалов.

В понятие "фототехника" входит не только фотоаппарат, но и большое множество различных устройств, как для фотосъемки, так и для обработки фотоматериалов (объективы, вспышки, экспонометры, минилаборатории, принтеры и т.д.).

Развитие фотографии представляет собой непрерывный ряд технических изобретений, усовершенствований и на их основе - открытий и освоения новых изобразительных возможностей, выработку присущих только фотографии способов изображения действительности.

В наше время фотография занимает одно из первых мест среди средств массовой информации, а выразительность и достоверность фотографического изображения превратили ее в особый вид искусства – фотоискусство. Фотография дает любому человеку возможность ощутить радость творчества; почувствовать в себе художника, определить свое отношение к миру прекрасного, воссоздавая на фотоснимке картины природы, знаменательные события, портреты друзей и близких. Документальность и объективность фотографического изображения сделали фотографию одним из наиболее эффективных средств отображения действительности.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОТОТЕХНИКИ

В переводе с греческого языка слово "фотография" означает светопись. Фотография – это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработкой.

Фотография состоит из сложения двух давно известных человечеству вещей – камеры-обскуры (прибор – предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает "темная комната").

Камера-обскура (от лат. Obscurus – темный), светонепроницаемая коробка (камера) с небольшим отверстием в центре одной из стенок; установив коробку с отверстием к какому-либо предмету, можно наблюдать на противоположной стенке его изображение. До изобретения фотоаппарата применялась для точных натурных зарисовок.

Еще в 350 году до н. э. Известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.

В средние века феодалы строили в своих замках темные комнаты, в стене которых оставляли отверстие. Величина отверстия соразмерялась с расстоянием до противоположной стены. По законам оптики все происходящее на улице можно было наблюдать на стене, правда, вверх ногами, оставаясь совершенно незамеченным.

Вскоре камеру-обскуру уменьшили до размера ящика и снабдили увеличительным стеклом, которое и стало первым фотообъективом. Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры принадлежит Леонардо да Винчи.

Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.

В 1568 году венецианец Д. Барбаро впервые дал описание камеры-обскуры с плосковыпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникновения в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.

Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 году им была создана оптическая система, состоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.

Работать над закреплением светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран стали только в начале XIX века. Наилучших результатов добились Жозеф Нисефор Ньепс (гелиография), Луи Жак Манде Дагер (дагеротипия) и Уильям Генри Фокс Тальбот (калотипия). Их принято считать изобретателями фотографии.

Ателье первых дагеротипистов помещались на самых верхних этажах зданий. В фотопавильоне посетитель поднимался на высокий помост, под самый потолок, и садился в специальное кресло, сзади которого был укреплен специальный держатель для головы. Фотографическая камера находилась напротив сидящего, на специальной полке. Время экспонирования поначалу длилось 10-15 минут, и портретируемый должен был сидеть неподвижно.

В 1841 году немецкой оптической фирмой "Фойхтлендер" был выпущен светосильный объектив, выполненный по расчетам профессора математики Венского университета И. Петцваля.

И профессионалы и любители изыскивали способы повышения светочувствительности самостоятельно изготовляемых фотопластин. Вскоре было найдено средство, позволившее сократить время экспонирования в 4 раза, т.е. до 30 с в пасмурное время дня и до 10 с в солнечную погоду.

В павильоне располагалось несколько камер, рассчитанных на съемку портретов различных размеров - от миниатюрных, которые вправляли в медальоны, до близких к сегодняшним.

В 1887 году Г. Гудвин запатентовал способ изготовления прозрачной гибкой пленки из нитрата Целлюлозы. В 1889 году американская компания "Истмен Кодак" наладила производство прозрачной гибкой пленки. С этого времени фотография становится доступной для любителей.

В 1904 году появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой "Люмьер". Изображение получалось на стекле, и его можно было просматривать на свет. В 1907 году братья Люмьер наладили производство пластинок и назвали их автохромными.

20 августа 1861 года английский фотограф Т. Сэттон запатентовал первый однообъективный зеркальный фотоаппарат. Он представлял собой большой ящик со светозащитной крышкой сверху, служившей шахтой для наблюдения.

В 1914 году в Германии О. Барнак создал малоформатную камеру, которая произвела революцию в фотографии. С 1924 года фирма Leitiz Company начала выпускать эту камеру под названием LEICA. В скором времени к этой камере были разработаны сменные объективы с различным фокусным расстоянием.

В 1932 году AO Ikon Zeiss AG выпустило аналогичную Contax. Она имела встроенный видоискатель, совмещенный с фокусирующим механизмом.

Первая 35-мм зеркальная однообъективная камера KINE EXAKTA MODEL ONE была выпущена в Германии в 1936 году. В 1949 году фирма Zeiss выпустила 35-мм зеркальную фотокамеру Contax S, в видоискателе которой была установлена пентапризма для преобразования изображений снимаемых объектов.

С 60-х гг. стали широко внедряться встроенные в фотоаппарат экспонометры. Введение чувствительного фоторезистора на обратной стороне зеркала открыло путь для промышленного производства фотоаппаратов системы TTL.

В 70-е гг. были разработаны электронный затвор, микропроцессор для автоматического управления экспонометром, встроенная вспышка, первый многорежимный аппарат, моторный привод и различные сменные объективы.

В 80-е гг. появились автофокус, многопрограммное управление экспонированием, цифровая индикация с помощью жидкокристаллических дисплеев на панели фотоаппарата, многозональное изменение яркости.

В начале 90-х гг. была разработана следящая автофокусировочная система, сконструированы простые и надежные в работе объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы). В настоящее время уже имеется новый стандарт фотографической системы APS и бытовых цифровых фотокамер.

За последние 10-20 лет произошел резкий качественный скачек в области фототехники, и фотоаппараты массового выпуска XXI века существенно отличаются от моделей, выпускающихся в 50-е годы. Развитие фототехники идет по двум основным направлениям. Первое, существующее со времени изобретения фотографии, – это расширение технических возможностей съемки. Его цель – обеспечить успешную фотосъемку самых разнообразных объектов (крупных и мелких, неподвижных и движущихся) при различных условиях освещения. А второе направление, получившее особенное развитие в последнее время, – автоматизация обслуживания фотоаппарата. Цель автоматизации состоит в том, чтобы упростить и ускорить процесс подготовки к съемке и тем самым, во-первых, привлечь к занятиям фотографией людей, не имеющих специальных знаний, и, во-вторых, позволить опытным фотографам сосредоточить все внимание на сюжете и композиции снимка, т.е. на творческой стороне съемочного процесса.


РАЗВИТИЕ ФОТОАППАРАТОСТРОЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 ГОДА

Официальная точка зрения на развитие фотографической промышленности в России в дореволюционный период была примерно такой: "В нашей стране до Великой Октябрьской социалистической революции не было фотографической промышленности. Фотографические изделия выпускались лишь несколькими полукустарными фабриками. Хотя нашим соотечественникам принадлежало немало решающих изобретений в фотографии..., правящие круги самодержавия тормозили развитие отечественной фототехники. Фотоаппараты, пластинки, бумага преимущественно ввозилась из-за рубежа" ("Спутник фотолюбителя", А.Гусев, 1952). Как же на самом деле развивалась (да и развивалась ли?) фотоиндустрия в России до 1917 года.

Благодаря тому, что Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в европейских странах, в России с фотографией познакомились в год ее изобретения. В числе членов Российской Академии наук был И.Х.Гамель (ординарный академик по кафедре технологии и химии, "приспособленной к искусствам и ремеслам"), обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях.

Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное путешествие, академия наук поручила ему ознакомиться с новыми открытиями светописи, весть о которых уже дошла до Петербурга. В Лондоне Гамель лично от Тальбота в подробностях узнал о его изобретении и приобрел некоторые принадлежности для калотипии. К письмам в Российскую академию наук (май-июнь 1839 года) Гамель приложил полное описание метода Тальбота и несколько снимков.

О способе Дагерра Гамель сообщил из Парижа в августе 1839 года, приложив подробное описание дагерротипии. В одном из писем (15 июля) он заметил: "Я думаю, не нужно указывать Академии наук, что те снимки, которые выполнены во Франции Дагерром, весьма существенно отличаются от английской гелиографии". Любопытно, что в первые годы развития фотографии в России, она называлась чаще "светописью". В 1840-х годах начал свои работы и прославился как большой мастер в области практической фотографии С.Л.Левицкий, лично знавший Дагерра и внесший существенный вклад в усовершенствование дагерротипии. Начиная с 1847 года С.Л.Левицвий, в будущем известный Российский портретист, занимался конструированием фотокамер и впервые предложил использовать кожаный мех между корпусом аппарата и объективной стойкой.

Известно, что самые первые фотокамеры (дагерротипный прибор) в России в 1840 году (т.е. на следующий год, после изобретения фотографии!) начал производить еще Алексей Греков (ок. 1800 - ок. 1855), который не только изготавливал дагерротипные аппараты, но и первым предложил сервисные и консультационные услуги: "Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагерротипа, я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений: за удовольствие почту несколько раз повторить для него действие снарядом...". Кроме того, А.Ф.Греков усовершенствовал процесс дагерротипии, сократив время обработки и съемки (ему удалось сократить время выдержки на солнце до 2,5 мин., а в пасмурную погоду - до 4-5 минут), добившись устранения зеркального блеска на дагерротипах и найдя способ получения прочного изображения не только на серебряных, но и на медных и латунных пластинках - он предложил серебрить медные или латунные пластины с помощью гальванолпастики, недавно открытой Б.С.Якоби.

А.Греков, совершенствуя съемку на металлических пластинках, одновременно занимался фотографированием и способом Фокса Тальбота на светочувствительной бумаге. Еще 25 мая 1840 года он сообщил в "Московских ведомостях", что приготовляет особого рода "чувствительную бумагу для снятия на ней всевозможных кружев или чертежей", и добавил, что "на сей бумаге можно снимать даже и виды в камере-обскуре". Он продемонстрировал свои ландшафты "известнейшим особам". Снимки вызвали одобрение. К сожалению Греков - романтик нового открытия, вложивший в раннюю фотографию недюжинный талант, силы и средства, не сумел извлечь из этого деловую пользу для себя - его "художественный кабинет" и продаваемые "снаряды" не могли составить конкуренции многочисленным ателье заграничных дагерротипистов, открывшихся в Москве.

В первые годы развития светописи (тогда еще дагерротипии) в России увлекались съемкой в основном богатые люди, т.к. это было дорогим занятием. Увлекались кто из тщеславия, кто ради развлечения. С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на пластинку. Некоторые петербуржцы выписывали дагерротипные аппараты из Парижа, например, граф Алексей Бобринский. Среди первых фотографов в России были также художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники.

Несмотря на отсутствие в дореволюционной России развитой фотографической промышленности, российские ученые внесли заметный вклад в развитие мировой фотографии: С.Л.Левицкий в 1847 г. впервые применил кожаный мех на фотоаппаратах; И.Ф.Александровский, талантливый российский изобретатель морского вооружения, в 1854 году (по другим данным - в 1852) получил патент на стереоскопический аппарат; С.А.Юрковский в 1883 году разработал и построил шторный затвор; в 1889 году Э.Козловский получил привилегию на "трехсъемную фотографическую камеру" для цветного фотографирования; И.Поляков в 1899 году получил патент на фотоаппарат с автоматической регулировкой выдержки с помощью селенового фотометра; А.А.Поповицкий в 1902 году применил сферические зеркала вместо линзового объектива. Технические решения, предложенные Д.Езучевским, В.Срезневским, Л.Варнерке, Н.Апостоли, В.Дюбуком, нашли широкое применение в моделях фотокамер XIX - начала XX веков. К сожалению, как это нередко бывает у нас в России, далеко не на все изобретения авторам удавалось получить "привилегию" или наладить выпуск того или иного аппарата. Многие изобретения, не будучи внедрены на родине, уходили за границу.

В XIX веке фотографическая жизнь России была достаточно бурной, о чем свидетельствует, например, количество выходивших в те годы журналов по фотографии: с 1858 по 1879 гг. - 7; с 1880 по 1899 гг. - 6; с 1902 по 1918 гг. - 18. Самую продолжительную жизнь имели издания: "Фотографический вестник" (1887-1897 и 1904-1910 гг.); "Фотограф-любитель" (1890-1909 гг.); "Фотографический листок" (1906-1917); "Фотографические новости" (1907-1918); "Вестник фотографии" (1908-1918). Конечно, тиражи выходивших тогда журналов отличаются от привычных нам по советским временам цифрам в 100000 и составляли всего несколько тысяч экземпляров. Любопытно, что все фотографические журналы, выходившие до 1880 года, издавались только частными лицами. Тогдашнюю российскую фотопериодику можно условно разделить на три группы: издания торговых фирм; журналы, представляющие редактора-издателя и органы фотографических обществ (например журнал "Фотограф", издававшийся в 1880-84 гг. в С-Петербурге под редакцией В.Cрезневского - орган V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применению; в нем публиковались материалы о всех наиболее важных открытиях в области фотографии как в России, так и за рубежом).

Издания торговых фирм напоминали больше комбинацию из рекламных блоков и прайс-листов, знакомых нам из современных журналов. Вот, например, одно из рекламных объявлений такого рода: "Бруно Зенгер и К°. С.-Петербург, Невский пр., №25-1. Фабрика и склад фотографических принадлежностей. Лучшие камеры собственной и заграничной работы разных систем. Аппараты для моментальных съемок. Начиная с 3 руб. новейших лучших систем. Специальные модели Зенгера камеры "Россия" и "Ермак". Большой выбор всех принадлежностей для светописи". Далее приводятся объективы, фотопластинки, фотобумаги, магниевый порошок, паспарту.

К середине 60-х годов XIX столетия увлечение фотографией в России смогло вовлечь в свои ряды такое количество энтузиастов, что некоторые критики стали усматривать в этом угрозу живописи. Вот любопытный отрывок датируемый 1864 годом из статьи Ф.Ф.Павленкова, журналиста, переводчика и впоследствии издателя русского толкового словаря: "Некоторые, указывая на непомерное размножение фотографов, с сожалением (совершенно напрасным) замечают, что "эти сорные травы" заглушают истинное искусство и что фотография, "это создание машины", теснит живопись, отнимая у ее адептов средства к существованию. Какая клевета!"

До 1871 года в мире использовались мокрые пластины, изготавливавшиеся за 10-15 мин. до начала съемки. В 1871 году лондонский врач, фотолюбитель Ричард Лич Меддокс, опубликовал разработанный им новый способ изготовления фотопластин с использованием желатины. Статья называлась "Эксперимент с броможелатином" и содержала "результаты некоторых тщательных исследований, выполненных впервые в один из ужасно скучных полудней" (как-то душным летом 1871 года, занимаясь микрофотографией в плохо проветриваемом помещении, он почувствовал большое неудобство от испарений, испускаемых коллодием, и решил найти заменитель коллодия - перепробовав несколько веществ, он остановился на желатине). Меддокс отмечал, что он не в состоянии продолжить эти эксперименты (по состоянию здоровья) и предлагает полученные результаты читателям, которые смогут далее усовершенствовать этот процесс. В отличие от мокроколлодионных, новые пластины стали называться сухими броможелатиновыми. Их можно было использовать в течение нескольких месяцев после изготовления, что значительно упрощало процесс фотосъемки и привлекало к занятиям фотографией все большее количество фотолюбителей. Поскольку спрос на сухие броможелатиновые пластины возрастал, в середине 80-х годов производство таких пластин стало увеличиваться.

Однако в России переход на новый броможелатиновый фотографический процесс был не таким быстрым, как за границей - сказывалось слабое развитие промышленности. Только в 1986 году стали появляться фабрики фотопластинок: "Ирис" И.Покорного, "Вся Россия" К.Фредланда и "Победа" капитана Занковского. Они давали неплохую продукцию, количество которой, однако, не могло удовлетворить растущие потребности, закономерным следствием чего стал импорт.

Несмотря на то, что пластины долгое время плохо стандартизировались (в первую очередь по светочувствительности), тем не менее их качество постепенно возрастало. Если к этому добавить, что оптические характеристики выпускаемых объективов в условиях рынка улучшались, то постепенно стали складываться предпосылки для уменьшения площади негатива. Следствием этого стало уменьшение размера фотокамер и формата негатива: вместо крупных штативных фотоаппаратов многие фирмы стали предлагать "ручные", "дорожные" и т.д. камеры.

В 1854 году англичанами Мильхайшем и Спенсером был запатентован роликовый держатель калотипных фотографических слоев. Однако это изобретение до появления броможелатиновых слоев, политых на гибкую основу, имело лишь историческое значение.

В 1855 году французским фотографом Роляйдином была создана ролькассета. Она состояла из двух цилиндров. вращая их, можно было протягивать матерчатую ленту, на которой помещалось 12 листов светочувствительной бумаги, и, следовательно, получать 12 снимков. Однако кассета весила 15 кг и распространения не получила.

Изобретение кассеты для рулонного светочувствительного материала обычно приписывается фирме "Кодак" (1888 год, патент получен в 1889 году). Однако источники периодической печати говорят о другом. Появление камеры с роликовой кассетой для рулонной негативной бумаги связано с именем Л.В.Варнерке (В.Малаховский) и относится к 1875 году. В дальнейшем В.И.Срезневский и В.П.Сабанеев усовершенствовали конструкцию. В 1881 году Л.В.Варнерке и В.И.Срезневский организовали в Петербурге фотографическую лабораторию "Варнерке и К°" по разработке и производству светочувствительных фотоматериалов.

Во второй половине XIX века в мастерских Н.К.Клячко и А.А.Поликарпова изготовляли штативные камеры с мехом для начинающих любителей. Наводка на резкость осуществлялась перемещением задней (кассетной) части. Экспонирование производилось открыванием и закрыванием объектива крышечкой. В мастерской И.И.Карпова выпускалась штативная камера "Ученик", имевшая пневматический спуск затвора, отрабатывавшего длинную и короткую выдержки. Мастерская И.К.Акимова для начинающих любителей выпускала деревянный складной фотоаппарат на распорках "Дружок" (под пластины 13 х 18 см). Камеры комплектовались объективами от Цейсса и Герца.

"Ручные" ("ящичные" или "магазинные") камеры изготавливались на пластины форматом от 4,5х6 до 9х12 см. В них устанавливались простейшие объективы типа мениск, перископ, ландшафтная линза. Затвор в "ящичных" камерах представлял собой либо сектор, либо диск с отверстиями, который приводился в движение пружиной. Выдержки затвора обозначались буквами Z (длительная) и М (моментальная), обычно равнявшиеся примерно 1/30 и 1/60 с. Затвор имел спусковой рычаг. Для определения границ кадра в таких камерах имелось два зеркальных видоискателя: для вертикального и горизонтального снимков.

Репродукционные и павильонные камеры отличались большими размерами кадра (до 50х50 см), громоздкостью, массивными основаниями и высоким качеством исполнения. В их комплект входила осветительная техника и принадлежности. По техническим характеристикам и уровню исполнения эти камеры не уступали зарубежным образцам.

В 1878 году в Санкт-Петербурге создается V, фотографический, отдел Русского технического общества (РТО), основанный на базе кружка фотографов-любителей, в который входили Д.И.Менделеев, известные профессионалы-фотографы С.Л.Левицкий, А.И.Деньер, пионер русской научной фотографии и фототехники В.И.Срезневский и другие. В отделе проводились исследования по фотографии, обсуждались новинки отечественной и зарубежной фототехники, устраивались выставки, на которых, кроме фотографических произведений, демонстрировались новые фотоаппараты и принадлежности, изобретенные русскими техниками и знатоками фотографического дела. Выставки свидетельствовали о прогрессивной роли V отдела РТО в налаживании отечественной фотопромышленности и организации фотографического просвещения - отдел издавал журнал "Фотограф", а также "Труды V отдела РТО".

Вместе с тем, V отдел не всегда оказывался на высоте положения. Так, некоторые влиятельные члены отдела не признавали шторного затвора, изобретенного С.Юрковским и медлили ему помочь, поскольку "находили чрезвычайно трудным выполнение его на практике", как сообщалось в протоколе одного из заседаний отдела светописи ("Фотограф", 1883, №4). В журнале были помещены публикации изобретателя с описанием созданных им конструкций. Производство подобных затворов было в скором времени осуществлено английскими фирмами Герри и Торнтон Пикар.

Поскольку массового выпуска доступных по цене аппаратов для народа явно не было, а большая часть фотокамер импортировалась из-за рубежа (среднегодовой ввоз фотокамер на рубеже веков составлял около 25 тыс. штук), занятие фотографией стоило достаточно дорого и было недоступно широким массам. Кроме того, нельзя забывать, что для овладения техникой фотографии необходимо было иметь хотя бы минимальный уровень образования.

Тем не менее к началу XX века фотографы были неплохо вооружены технически: уже имелись объективы, способные рисовать изображения с большой резкостью во всех планах; фотометры позволяли выбрать правильную экспозицию; пластинки и пленки выпускались с фотослоем, очувствленным к различным световым лучам, что давало улучшенную цветопередачу; в практику мгновенной фотографии вошел магний - в сочетании с дневным светом он давал возможность достигать различных эффектов освещения при съемке в помещении; появились электролампы "Юпитер"; разнообразнее стали сорта фотобумаги; в позитивный процесс вносилось все больше творческих элементов; появилась цианотипия, платинотипия, аргенотипия; пигментный, гуммиарабиковый, масляный и бромомасляный (бромойль) способы печати.

Любопытным фактом является также и то, что до революции часть оптики изготавливалась по специальному, индивидуальному заказу, о чем говорят камеры и объективы с именами дореволюционных владельцев. Один из них – объектив Стефана Дубинского из Киева на фото.

Примерно с середины 90-х годов XIX века в России стали чаще производить репортажную (документальную) фотосъемку, которая была сопряжена с трудностями, главная из которых - необходимость быстрого визирования и быстрой съемки. Начинающий фотолюбитель при съемке простой камерой испытывал затруднения в выборе сюжета, точки расположения аппарата или упускал нужный момент фотографирования. Происходило это потому, что съемка простой камерой требовала многочисленных обязательных операций: установки аппарата на штатив, наводки на резкость по матовому стеклу, замены матового стекла кассетой с пластинкой, съемки, замены кассеты матовым стеклом, складывания треноги и аппарата. Более быстрая подготовка к съемке и более быстрое ее осуществление стали возможны с появлением двойных (двухобъективных) фотоаппаратов. Преимущества таких камер в смысле удобства и быстроты съемки перед обычными камерами очевидны. Двойные камеры в конце XIX века в России производили Н.Н.Апостоли (в том числе камеру для подводных съемок), В.С.Васильев, И.И.Карпов, А.Ивашенцев.

А вот как развивалось оптическое производство в России в начале XX века: "В 1905 году при Обуховском сталелитейном заводе открылась первая в России государственная оптическая мастерская. Создал ее инженер Я.П.Перепелкин, которому поручили наладить производство прицелов для морской артиллерии...

Почти одновременно с основанием оптического производства при Обуховском заводе правительство заключило договоры с немецкими оптическими фирмами Цейса и Герца на организацию в пределах России двух оптико-механических заводов.

В 1905 году в Риге открылся филиал завода Цейса, а позднее и Герца. На этих двух предприятиях проходили первую школу будущие зачинатели оптического производства в Красногорске... В.М.Базилевич, Д.А.Пышный, А.Д.Смирнов, В.Ф.Юрге и другие.

Валентин Фрицевич Юрге рассказывал: "Я поступил к Цейсу учеником в оптический цех 10 января 1911 года. Завод занимал в то время два этажа частного дома в Риге. Уже перед самой войной Цейс построил специальное четырехэтажное здание с огромными окнами. По тем временам завод имел первоклассное оборудование. Мне пришлось работать алмазными фрезами, которые являлись секретом фирмы. Во время официальных приемов, когда показывали завод, комнату, где мы работали, запирали. В оптическом цехе было 15-20 рабочих. Все чертежи присылали нам из Йены, а технологию знал только немец-мастер. Стекло, детали, наждаки, окись железа в порошке (крокус), который употребляют для полировки стекла, - все получали из-за границы. Рабочий день у Цейса, по примеру Германии, был короче, чем на русских, особенно частных, заводах,- 9 с четвертью часов".

Об условиях работы на другом оптическом предприятии Риги вспоминает другой старейший рабочий Дорофей Антонович Пышный:

"У Герца оборудование было похуже. В 1912 году, когда я пришел на завод, там были небольшие станки, которые мы крутили ногами. Работали они по принципу ножной швейной машины".

Начало первой мировой войны резко отразилось на деятельности русских оптических фабрик и мастерских, лишившихся основы производства - оптического стекла, которое поставлялось из Германии. Царское правительство предпринимало лихорадочные поиски новых источников снабжения и стало покупать оптическое стекло в Англии и Франции. Были сделаны первые шаги по организации заводов оптического стекла в Петрограде и Изюме близ Харькова.

...Весной 1915 года началось большое немецкое наступление в Галиции, Польше, а позже в Прибалтике. Заводы Цейса и Герца перешли в собственность государства, и их срочно эвакуировали из Риги в Петроград. Здесь оба предприятия объединили. Так вслед за крупным оптическим отделением при Обуховском заводе родилось второе по величине оптическое производство в России....

"Работать стало трудно, - рассказывал В.Ф.Юрге - давно перестали поступать из Германии стекло, детали и все остальное, что шло в производство. Запас стекла у нас был, плохо обстояло с крокусом, не знали мы технологии отливки корпусов для биноклей-резьба на отливках крошилась. Немецкие мастера (они еще работали в первый период войны на предприятии) не хотели открывать способ изготовления крокуса. Это знал только мастер. В конце концов секрет был открыт... с помощью ключа, подобранного к столу, в котором хранилась его записная книжка". (В.Л.Рапопорт, "Мастера оптики").

В статье Алексея Андреевича Сырова (№12 за 1975 год, стр. №39) предложена следующая классификация: "Все изготовлявшиеся во второй половине прошлого (XIX - Г.Абрамов). века фотоаппараты, в которых использовались для съемки сухие броможелатиновые пластинки, можно разделить на три основные группы: штативные, ручные и специальные.

Большая группа штативных камер включала: 1) дорожные, предназначенные для различного рода съемок начинающим любителям; 2) павильонные, служившие для портретной фотографии, и 3) репродукционные, предназначенные для технической фотографии.

Ручные аппараты делились на ящичные (магазинные), универсальные (складные), зеркальные, стереоскопические.

Специальные аппараты были рассчитаны на путешественников, исследователей и т.д."

Рассмотрим некоторых из первых производителей фотоаппаратов в России:

АППАРАТЫ И.К. АКИМОВА

И.К.Акимов владел мастерской, в которой и выпускал камеры, оснащенные затвором собственной конструкции, как для начинающих любителей, так и для более опытных фотографов.

"Дружок"

Камера была снабжена затвором системы И.К.Акимова и предназначалась для начинающих фотолюбителей. Это был деревянный складной аппарат на распорках под пластины 13х18 см. Для съемки по длинной и короткой стороне пластинки камера крепилась с помощью штативных гаек, выполненных в корпусе аппарата. Объективная доска подвижна, перемещалась по направляющим откидной доски (крышки) камеры. Аппараты комплектовались объективами Герца и Цейса.

"Фотос"

Камера выпускалась в 4-х вариантах. Одна из них имела затвор с пневматическим спуском, другие отличались различными приспособлениями, делавшими камеру более удобной в работе.

АППАРАТЫ Н.Н. АПОСТОЛ

Русский морской офицер Н.Н.Апостоли был известным конструктором фотокамер в конце XIX - начала XX веков. Он разрабатывал двухобъективные камеры, в том числе аппарат для подводной съемки. Двойные (двухобъективные) аппараты его конструкции изготавливались и продавались мастерскими торгового дома Ф.Иохима и К° в Петербурге и Москве и другими мастерскими, о чем сообщалось в журнале "Фотограф-любитель" №7 за 1896 год: "Такие камеры впервые стали изготавливаться в России, и с 1890 года сотни их функционируют среди любителей...".

Двойная камера

Н.Н.Апостоли конструировал двухобъективные камеры для пластинок форматом 9х12, 10х13, 18х24. Аппараты комплектовались анастигматами Росса, апланатами Зутера и др. В этих камерах применялись преимущественно затворы работы петербургского механика В.С.Васильева. Это были междулинзовые затворы с пневматическим спуском.

Двойная камера для подводных съемок

Съемку этим аппаратом производили прислонившись к неподвижному предмету - планширю борта, поручню мостика, или с рук, для чего аппарат имел плечевой ремень или специальную подвеску. Аппарат был довольно громоздким.

Просмотров: 338     Дата: 2016-04-12

Еще скачать:


Взаимодействие между клиентом и сервером
СЕТИ С УДОСТОВЕРЯЮЩИМИ ЦЕНТРАМИ
Экологические проблемы Чёрного моря
ОСНОВЫ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ
Строительство автомобильных дорог