Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Cкачать полностью

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Филологический факультет

 

 

 

Cоциально-биологические аспекты физической культуры

(Реферат)

 

 

Выполнила:
студентка
группы 1311
Быкова А. И..

Проверил:
преподаватель
________________
________________

 

 

 

ТОМСК – 2004


П Л А Н

Введение.......................................................................................................... 3
Воздействие природных и социально-экологических факторов на
организм и жизнедеятельность человека....................................................... 6
Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием организма    8
Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки............................... 12
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека
к различным условиям внешней среды........................................................ 13
Вредные и полезные привычки человека.................................................... 14

Литература.................................................................................................... 21


Введение

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.
В качестве основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе можно выделить следующие документы:

  • Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;
  • приказ Минобразования России "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 N 686;
  • приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;
  • инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 N 777.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных вышеуказанных приказах Минобразования России.
В высших учебных заведениях  физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения,  физическая культура входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".
Свои образовательные и развивающие функции  физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.
Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая культура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

 


Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека

Постоянный рост комплексной механизации и автома­тизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоян­ное уменьшение мышечных напряжений в жизни челове­ка. Низкая двигательная активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту заболеваемости населения.
Известный физиолог Н. А. Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И. М. Сече­нов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению — движению мышц, В ходе длительной эволю­ции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения. Добыча пищи, оборона от врагов, первые, примитивные формы труда в отдаленную историческую эпоху были не­посредственно связаны с напряженной деятельностью мышц.
В современном обществе, особенно в условиях город­ской жизни, человек практически избавлен от физиче­ских нагрузок. В результате мышечная система организ­ма функционирует не в полную силу. Это вредно отража­ется и на других системах.  Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недав­но. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полно­ценным питанием. Уже на 8—12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30—43 %, обнаружились за­стойные явления в венозных сосудах, нарушение био­ритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).
Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на че­ловека длительного пребывания в условиях постельно­го режима. При этом во многих случаях возникала дист­рофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического об­мена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усилива­ет склеротические явления в сосудах.
Описанные отрицательные изменения—свидетельство нарушения биологического равновесия в организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импуль­сов с рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов) ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В ре­зультате снижается тонус коры больших полушарий моз­га, возникает опасность нарушения нервной и гормональ­ной регуляции всех функции.
Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией под­корковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга.
Действительно, в моменты интенсивного мышления мышцы лица поневоле напряжены и это помогает кон­центрации внимания, памяти.
Вместе с тем, при сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже функцио­нировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсю­да становится нам понятной роль физических упражне­ний в повышении умственной работоспособности.
Советский физиолог И. А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностя­ми работы скелетной мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энер­гетические потенциалы и не образовывалась бы прото­плазма—живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма. Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагруз­ки — важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.
Гипокинезию можно подразделить на физиологиче­скую (сон ночной и дневной), привычно-бытовую (чрез­мерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вы­нужденную. К вынужденной относят профессиональную гипокинезию, т. е. связанную с характером труда, гипокинезию у школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид гипокинезии, кроме физиологиче­ской, приносит вред здоровью. В настоящее время — это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.
При бытовой и вынужденной гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение био­электрической активности мозга, урежение его основного ритма — альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.
Гипокинезия проявляется в преждевременном разви­тии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сер­дечной мышце, увеличения периферического сопротивле­ния крови, что затрудняет работу сердца.
Гипокинезия также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные воз­можности клеток. По мнению ученых,— это один из фак­торов, ведущих к нарушению координации физиологиче­ских функций.
Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накоп­ление жира. Ухудшается также функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхност­ным. Все это способствует развитию бронхиальной аст­мы, эмфиземы легких. Гипокинезия нарушает деятель­ность системы пищеварения; ухудшается моторика ки­шечника, в нем активизируются вредоносные виды мик­роорганизмов.
Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Ре­гулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием организма

Как известно, непра­вильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет нала­живание рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких не­дель заранее продуманного и разумно составленного рас­порядка дня поможет студенту выработать у себя дина­мический стереотип. Его физиологическая основа — фор­мирование в коре больших полушарий определенной по­следовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
Помимо разумного распорядка дня выделим следую­щие составные части рационального образа жизни сту­дента, от соблюдения которых зависят успех в учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правиль­ное питание, сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.
Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со­беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ­ционируют с невысокой степенью напряжения.
Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто­рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло­гические механизмы мозга работают с большим напря­жением. Эффективно подобная деятельность может про­должаться 1,5-2 ч.
К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста­рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз­мов, осуществляющих процессы мышления и запомина­ния.
Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать пере­рывы через 1,5—2 ч, а при третьем виде умственной дея­тельности — через 40—50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По­этому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст­венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.
Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис­следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.
Немалое влияние на продуктивность умственного тру­да оказывают физические факторы внешней среды. Уста­новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18—22°, а относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе­ратурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу­дистой, дыхательной и других систем.
Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отлича­ются особенно интенсивным энергетическим обменом.
Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис­лорода.
Санитарно-гигиенические исследования помогли уста­новить, что уже после первой лекции содержание диокси­да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15—0,45 %, т. е. увеличивается в 5—15 раз по сравне­нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за­лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива­ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам­миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.
Все это говорит о необходимости проветривать ауди­тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.
На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга­низма, превышение этого показателя снижает трудоспо­собность, вредно отражается на здоровье человека.
Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь­зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер­ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром­кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст­вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».
По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан­ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход­ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию—проверке пре­подавателем их знаний по иностранному языку с простав­лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те­чение 2,5—3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.
После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо­вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по­низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста­навливался уровень эмоционального состояния.
С моей точки зрения, музыку лучше всего использо­вать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопро­са о включении музыки в процесс умственной деятельно­сти целесообразно учитывать специфику предстоящей ра­боты. Выполнение сложной работы требует тишины, ко­торая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение за­дач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.
Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, во­ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу­ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).
Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо­дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну­той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз­воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75—80°) и при­поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра­вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.
На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла­бит напряжение мышц глазного яблока.
Академик Н. С. Введенский разработал общие реко­мендации, важные для успешного умственного труда.
1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно­го сна, так н после отпуска.
2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа­ет утомление.
3. Соблюдать привычную последовательность и сис­тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи­ваться заранее запланированного распорядка дня и сме­ны видов умственного труда.
4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов­лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Физиологические закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки

Человек обладает высокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и социальной средой. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуется генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек не рождается ни бегуном, ни прыгуном, ни гимнастом. Он становится им благодаря отсутствию жёсткой генетической программы, ограничивающей феноменологические проявления двигательной функции. Пластичность — высочайший дар и благо для проявления человеческих способностей в самых различных сферах двигательной деятельности. Человек становится прекрасным бегуном, пловцом, поражает своей прыгучестью и выносливостью. И всё это — результат не только развития мозга и управляемых им функций, но и социального наследования, усвоения опыта предшествующих поколений в период, когда мозг обладает высокой пластичностью.
В процессе эволюции возникли новые механизмы адаптации вегетативных и соматических систем организма (да и самого мозга) к внешним воздействиям — механизмы сознательного управления адаптационными резервами организма. Мозг, этот материальный субстрат идеальных форм отражения мира, сам стал объектом управления! Эта способность сознательного волевого управления своими действиями успешно реализуется в спорте. Спортивная практика даёт нам немало примеров того, насколько высока эффективность обучения и тренировки там, где к огромному опыту тренера добавляется воля и разум самого спортсмена.
Совершенно беспомощный при рождении человек, благодаря высокой пластичности мозга, его дозреванию при целенаправленном физическом воспитании приобретает огромное количество двигательных навыков и умений, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки.

Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и двигательной деятельности. Другие же формы деятельности в общей сфере человеческой деятельности занимают небольшую часть.
Двигательная деятельность в общей системе жизнедеятельности человека не только является подавляющей по объему и времени, но и имеет решающее значение для организма. Практически все формы деятельности человека совершаются с участием двигательной деятельности, а двигательная деятельность сопровождается активизацией умственной деятельности.
Двигательная деятельность человека состоит из    внешних и внутренних форм движений, которые объединяются в целостную форму двигательных действий и физических упражнений. Внешние формы двигательной деятельности человека обеспечиваются действиями опорно-двигательного аппарата в процессе перемещения тела и частей тела в пространстве - это так называемая видимая часть двигательной деятельности человека.
Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают закономерности проявления внешних форм двигательной деятельности, которые в основном используются для физического совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями,  а также практиками в области физической культуры. Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигатель ной деятельности. Это невидимая, подводная часть "айсберга", которая изучена крайне мало. Cпециалисты в области физической культуры практически не затрагивают особенности проявления внутренних форм двигательной деятельности. Сюда относятся движения сердца и сосудов, дыхательного аппарата, моторика желудочно-кишечного тракта, движение клеток мозга, т.е. огромное количество движений, суть и закономерности которых требуют самого пристального изучения как фактора преобразования в целом двигательной культуры человека. Важной проблемой является соотношение внутренней и внешней форм двигательной деятельности.

Вредные и полезные привычки человека

Как известно, привычки—это форма нашего поведения. Полезные привычки помогают формированию гармо­нически развитой личности, вредные, — наоборот, тормо­зят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.
Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физически­ми упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обо­гащают человека, делают жизнь интереснее, способству­ют самосовершенствованию.
Однако в студенческие годы возникает немало и вред­ных привычек. К ним можно отнести нерациональный ре­жим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наи­более вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-сосудистой системы, ведущие кар­диологи мира курению отводят третье-четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохра­нения на основе статистических данных разработал таб­лицу, по которой можно приблизительно определить на сколько сокращается возможная длительность жизни че­ловека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20—25 лет, выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьша­ет срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10—19 си­гарет,— на 5,5 лет.
Приведенные цифры можно объяснить явлениями, ко­торые происходят в организме курящих. В настоящее время выделено 30 ядовитых химических веществ, состав­ных частей табачного дыма. Наиболее сильные среди них —никотин, угарный газ, или оксид углерода, канце­рогенные вещества, как, например, бензпирен, и др.
Чаще всего вредное действие табачного дыма связы­вается с никотином. Он попадает в кровь в течение 20 с, активно действует па центральную и периферическую нервную системы. У выкурившего сигарету и первые ми­нуты несколько расширяются сосуды мозга, вследствие чего кратковременно улучшается умственная работоспо­собность. Но вскоре сосуды мозга сужаются, и происхо­дит ухудшение качества умственной деятельности, появ­ляется опять потребность в сигарете. У людей, которые курят на протяжении длительного времени, отмечают хронические спазматические явления сосудов мозга. Кро­ме того, никотин отрицательно действует на синапсы, ко­торые передают нервные импульсы с одного нейрона на другой. В связи с этим снижается проводимость нервной системы.
Никотин отрицательно действует на железы внутрен­ней секреции, и особенно на надпочечники. Они начина­ют больше обычного выделять гормон адреналин, изли­шек которого вызывает сужение сосудов, повышение ар­териального давления, нарушение ритма работы сердца.
Под воздействием никотина нередко происходит жи­ровое перерождение сердечной мышцы. Никотин, возбуж­дая гипоталамус, усиливает этим выделение гормона вазопрессина, что вызывает спазм сосудов сердца. В ре­зультате ухудшается его функционирование.
Никотин вредно влияет и па дыхательную систему. При соприкосновении со слизистой оболочкой бронхов он подавляет ее защитные функции, уменьшает доступ кис­лорода к легочным альвеолам. Недаром курящие студен­ты во время сдачи нормативов по физическому воспита­нию показывают в беге значительно худшие результаты, чем некурящие.
Вредное воздействие оказывает никотин и па слизи­стую оболочку пищеварительного тракта. Попадая в по­лость рта, он делает более рыхлыми десны, повреждает зубную эмаль, создает опасность развития кариеса.
Опасен для здоровья и оксид углерода, или угарный газ. Усиливая отложение холестерина на стенках крове­носных сосудов, он способствует более быстрому разви­тию склеротических изменений в них. В крови угарный газ соединяется с гемоглобином, образуя карбокснгемоглобин, который не способен отдавать кислород тканям. Вследствие этого у курящих людей ухудшается кисло­родное обеспечение всех клеток тела.
В организм с табачным дымом попадают также эфир­ные масла, нарушающие ритм работы сердца. Кроме то­го, в табачном дыме содержится от 2 до 7 % углекислого газа, в то время как уже 0,1 %-ная концентрация его в воздухе считается недопустимой.
Люди, злоупотребляющие курением, значительно ча­ще, чем некурящие, страдают различными формами ишемической  болезни  сердца.  Известный  кардиолог О. Г. Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта миокарда встречается среди курящих в 5 раз ча­ще, чем среди некурящих. Причем инфаркты в сравни­тельно молодом возрасте случаются почти исключитель­но у курящих.
У курящих наблюдается также более раннее появле­ние гипертонической болезни, стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими заболеваниями 78,4 % заяд­лых курильщиков.
Курение — одна из основных причин возникновения такого тяжелого заболевания, как облитерирующий эндопртернит, При этом нарушается кровообращение в нижних конечностях, а иногда развивается гангрена.
Курящие люди более подвержены простудным забо­леваниям, хроническому бронхиту, эмфиземе легких. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохране­ния сделал вывод, что 90 % умирающих от этих болез­ней — курящие люди. Кроме того, под воздействием ядо­витых веществ табачного дыма повышается кислотность желудочного сока, чаще возникают гастриты, язвенная болезнь.
Табачный дым также оказывает вредное воздействие на печень, железы внутренней секреции, а также на по­ловую функцию. В научной литературе приводятся дан­ные о том, что в ряде случаев импотенция у мужчин свя­зана с частым курением. У женщин никотин угнетает функцию яичников.
Большую опасность для здоровья несет пассивное ку­рение, т. е. пребывание некурящих среди курильщиков. Последними исследованиями установлено, что в дыме, который образуется при сгорании сигареты и не попадает в легкие курящих, содержится еще больше вредных ве­ществ. Например, в нем находится в пять раз больше оки­си углерода, в три раза — табачных смол и никотина, в четыре раза — бензпирена и в сорок шесть раз больше аммиака.
Несовместимо курение с регулярными занятиями фи­зической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, перетренированно­сти, более замедленное протекание восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых двигательных навыков, понижается такое физическое ка­чество, как быстрота.
Во всем мире активно разрабатываются методы пре­кращения курения. Используются групповая психотера­пия, консультации с врачом, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновая жевательная резинка и т. д. Однако правильнее всего включить свою волю, убедить себя в ненужности и вредности прения п решительно перестать курить. У самого заядлого куриль­щика уже после 8—10 дней прекращения курения норма­лизуется самочувствие, повышается работоспособность.
Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологи­ческую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употребле­нии алкогольных напитков происходит деградация лично­сти, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкого­ля на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, по­вышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления молодыми людьми алко­гольных напитков.
Несмотря на индивидуальные различия в реакции на содержание спирта в крови, основные закономерности его воздействия просматриваются довольно четко. В резуль­тате приема 100—150 г водки содержание алкоголя в крови достигает 0,04—0,05 %. Начинается ослабление деятельности высших отделов мозга, человек освобожда­ется от внутренних тормозов, позволяет себе удовлетво­рять импульсивные, внезапно возникающие желания. Возникает состояние мнимой свободы, переоценки собст­венных возможностей, потери инстинкта самосохранения.
Дальнейшее повышение концентрации алкоголя в кро­ви (0,1 % при приеме 200—300 г водки) вызывает опьяне­ние средней тяжести. Здесь уже подавляется нормальное функционирование более глубоких структур мозга, изме­няется эмоциональное состояние человека: отмечается как беспричинное веселье, так и необоснованные беспо­койство, слезливость. Часто наблюдается ухудшение дви­гательных функций: человек слегка покачивается, пута­ется речь.
Когда концентрация алкоголя в крови достигает 0,15—0,2 %, подавляются функции еще более глубоких отделов мозга. Наступает состояние тяжелого опьянения.
При этом нарушаются восприятие, деятельность двига­тельных центров мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты. Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную аг­рессивность.
При 0,4—0,5 % содержание алкоголя в крови (до 800—1000 г водки) человек впадает в состояние шока. Рефлексы бездействуют, расслабляются кольцевые мыш­цы, чувствительность резко снижается, блокируется ды­хательный центр, возможно даже наступление смерти.
Каково же физиологическое воздействие алкоголя на органы? Наибольшей чувствительностью к нему облада­ет головной мозг, и особенно нейроны. В результате на­рушается деятельность центральной нервной системы. У человека, регулярно употребляющего алкогольные на­питки, резко снижается способность ткани мозга усваи­вать основной источник его питания — глюкозу. Доказа­ло, что алкоголь способствует ухудшению умственной работоспособности, снижению качества памяти и мыш­ления.
Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения. При исследовании времени двигательной реакции у чем­пиона мира по автогонкам Т. Бетенхаузена оказалось, что после принятых им 60 г виски время реакции увели­чилось на 25 %.
Не менее вредно действие алкоголя на сердечно-сосу­дистую систему: уменьшается сила сердечных сокраще­ний, а при длительном употреблении возникают струк­турные изменения в сердечной мышце. Сразу после при­ема алкогольного напитка значительно возрастает свер­тываемость крови, из-за чего отмечено немало случаев инфаркта миокарда.
Алкоголь приводит в состояние длительного возбу­ждения сосудодвигательный центр продолговатого моз­га. Происходит спазм сосудов, в их стенках нарушается обмен. Такие явления вызывают повышение артериаль­ного давления, а также ряд атеросклеротических измене­ний. Кроме того, в капиллярах слипаются красные кро­вяные тельца-эритроциты, что приводит к разрушению капилляров, закупорке большого числа мелких сосудов (артериол). Особенно активно такие процессы происхо­дят в мозгу.
Алкоголь воздействует на жировые вещества (липиды), содержащиеся во внутренних органах. Липиды обладают способностью хорошо растворяться в спирте, вследствие чего клетки этих органов у человека, постоян­но употребляющего алкогольные напитки, постепенно разрушаются. Иногда может развиться тяжелейшее за­болевание—цирроз печени, заканчивающееся смертельным исходом.
Алкоголь способен нарушить деятельность половых желез, оказать пагубное влияние на потомство: дети, ро­дившиеся от алкоголиков, нередко бывают умственно от­сталыми.
У многих людей из-за частого употребления спиртных напитков возникают заболевания органов пищеварения. Алкоголь, попадая в желудок, а затем в кишечник ухуд­шает пищеварение, изменяет состав желудочного сока. У пьющих людей в желудке обычно наблюдается повы­шенное содержание слизи. Она обволакивает пищу и ме­шает ее нормальному перевариванию.
В. М. Дильман в книге «Большие биологические ча­сы» высказывает мнение, что алкоголь, повреждая клет­ки пищевода, печени, желудка, побуждает их к усилен­ному делению. Это может привести к возникновению злокачественных опухолей.
У некоторых студентов бытует мнение, что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых при­емов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво.
Алкоголь — опаснейший враг здорового образа жиз­ни. Употребление его несовместимо с занятиями физиче­скими упражнениями. Специальными исследованиями доказано понижение физической работоспособности на следующий день после приема даже небольшой дозы спиртного. Особенно опасной считается алкогольная ин­токсикация в сочетании с физическими нагрузками: в организме при этом резко нарушается баланс важней­ших микроэлементов.
Происходит постепенное «падение» человеческой лич­ности. Причинами его становятся ограниченность интере­сов, слабоволие, а также безразличие окружающих лю­дей, Жизненно важно для таких людей — включение соб­ственной воли, решительная борьба с этой вредной, ка­лечащей привычкой.


Литература:

    • Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов:Учеб.пособие.-М.: Изд-во РУДН,1999;
    • Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей.-М.:Высшая школа,1989;
    • Гаврилов О. К. Физкультура. М.: Мир, 1987;
    • Жидкова А. П., Новиков Ю. В. Ключ к здоровью. М.: Знамя, 1984;
    • Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО "Аспект Пресс",1995;
    • Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.:Высшая школа, 1978;
    • Лаптев А.П., Полиевский С.А., Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФиС,1990;
    • Петровский К. С. Азбука здоровья. М.: Знамя, 1982;
    • Приказ Минобразования России "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования" от 01.12.99 N 1025;
    • Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99 N 80-ФЗ;
    • Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В. И. Ильинича – М.,1999;