Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Cкачать полностью

  • ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

    ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

     

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

     

    АВТОРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


     
    ВВЕДЕНИЕ

    Культура любого народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии, идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале 1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные изменения в области культуры.
    В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным многие десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и даже месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры: меж- и внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже межцивилизационной).
    Житель средневековой Руси довольствовался местечковым  фольклором (смесь жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане это означает ослабление одних жанров искусства и усиление других в жизни общества. Современность в культуре не зависит от времени изготовления культурного продукта, так как он почти всегда носит нематериальный характер, а значит, не подлежит физическому износу. Но даже материальные носители культуры (произведения архитектуры, живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно: в любом произведении культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так, читая «Слово о полку Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад, мы знакомимся с древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто воспроизводим нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а в дальнейшем звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и делать их конкурентными вновь создаваемым.
    Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий результат: исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание еще не веданной нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут попросту уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут поглощаться мировой). В полицивилизации будет происходить многократное усиление внутренней конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой создание неких внутрикультурных общностей, объединенных на основе социального статуса, а не национальной или государственной принадлежности. Разумеется,  это не может произойти в одночасье, но уже происходит. Поклонник рока может слушать рок, но не пойдет на классический концерт. А ведь рок и классика являются составляющими общемировой культуры. Современному горожанину сложно воспринять фольклор – чуждую ему составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено и понято,  подвергнется определенному воздействию для изменения.
    Авторское музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ)  традиционно является составной частью культуры российского общества, формой  самоорганизации, возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая составляющая культуры, завладевшая на многие десятилетия умами передовой части общества – интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой культурой. Многие корифеи движения считают, что оно изжило само себя. Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого слова уже нет, но так как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не может исчезнуть в одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все то лучшее, что было создано в советское время, и  приспособиться  к существованию в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня.  Современная социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом витке развития цивилизации и востребованности в будущем.
    На данный момент недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются преимущественно в основном только сборники произведений отдельных авторов   или журналистские эссе на уровне вопросов - ответов. Очень мало работ, рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше - изучающих ее как явление отечественной культуры, во многом предопределившей ее современное состояние, и фактически нет работ, повествующих о современном состоянии АМСТ, о путях его развития, о влиянии его на общую социокультурную ситуацию в стране. Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.
    Заметна тенденция возрастания интереса к непреходящим ценностям культуры. Грамотное руководство и организация АМСТ должны привести к повышению культурного уровня соотечественников, а значит, благотворно сказаться на развитии всего общества.
    В настоящее время существует множество клубов самодеятельной песни, в городах нашей страны проводится большое количество фестивалей и конкурсов, посвященных этому виду творчества. Возможны различные пути развития, по которым пойдет авторская песня. Наша задача - выбрать наиболее оптимальный вариант ее эволюции, обеспечить организацию АМСТ в дальнейшем и обеспечить преемственность творчества различных поколений «поющих поэтов».  Изменения в области АМСТ происходят ежедневно. Появляются новые авторы, применяются новые средства музыкальной выразительности.
    Музыка строится по четким гармоническим правилам, она подобна математике, и самодеятельность в области музыки говорит о частичном незнании ее законов в полном объеме. Но так как их  очень много и очень мало людей, которые ими бы владели  досконально, то переход от любителя к профессионалу очень расплывчат, трудноопределим. Самодеятельность - это как нижняя ступень на лестнице к мастерству,  профессионализму, и те, кто не может или не хочет «подниматься» вверх, должны уступить место другим, не мешать им и заняться другим видом деятельности. К сожалению, не многие осознают самодеятельность как этап на пути развития, поэтому сейчас очень много посредственностей, которые в течение многих лет «варятся в соку» АМСТ, создавая никому не нужные произведения, и отвращают тем самым потенциальных участников АМСТ от этого вида деятельности. Хуже, если они становятся у власти: попадают в жюри конкурсов, решают, кто будет выступать на концертах и т. п.   Но эти негативные тенденции в большой степени умаляются действительно талантливыми поэтами и музыкантами. В этом и заключается актуальность данного исследования.

    Цель дипломного проекта - изучение истории возникновения, процесса развития, современного состояния, в том числе и инноватики, АМСТ.

    Цель предопределила решение следующих исследовательских задач:

    • Проследить историю возникновения и развития АМСТ.
    •  Выявить особенности советского и современного этапа развития АМСТ, показать дальнейшие пути развития.
    • Доказать, что КСП является движущей силой развития АМСТ.
    • Показать основные формы существования АМСТ в современной России (фестивали и конкурсы, КСП).
    • Рассмотреть деятельность КСП и авторов-исполнителей в Тюменской области.

              Объект исследования – авторское музыкальное самодеятельное творчество как общемировое культурное явление и его специфические формы в России.

    Предмет исследования – особенности организации творческой деятельности участников АМСТ в историческом и современном аспектах. 

    Основу научной гипотезы составили следующие предположения:

     АМСТ в России существует и развивается исходя из реалий сегодняшнего дня и оказывает сильнейшее воздействие в целом на отечественную культуру:
    -        история АМСТ насчитывает многие сотни лет;
    -        в развитии АМСТ  сейчас наблюдается ряд тенденций, одна из основных - сращивание его с профессиональной эстрадой, две противоположенные: с одной стороны, массовость, с другой - элитарность; -        современные формы организации АМСТ приобрели массовый          характер: в связи с этим возникает ряд проблем, которые, если их во время не решить, могут пагубно сказаться на дальнейшем ходе развития явления.
    Научная новизна дипломного проекта заключается в   научном осмыслении феномена АМСТ в современной социокультурной ситуации в России.
    В качестве методологической основы исследования выступили труды представителей различных отраслей научного знания по следующей проблематике:

    • становление и развитие АМСТ – В. И. Новикова,                      Ю. А. Андреева, А. М. Городницкого, К. А. Иванова;
    •  Организация проведения фестивалей и  конкурсов АМСТ – А. М. Городницкий, С. С. Ломакин, Ю. Лорес, Ф. Х. Попова;

        

    • Роль   КСП в систематизации и пропаганде АМСТ –                    В. Ф. Чеснокова, Ю. А. Андреев.

    Практическая значимость исследования проявляется в анализе  общероссийского и регионального опыта организации форм АМСТ; в осмыслении понятия АМСТ в современной отечественной социокультурной ситуации.
    Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. Ведущим  является описательный метод, под которым мы понимаем систему научно-исследовательских приемов, применяемых для характеристики явления АМСТ на данном этапе развития. В рамках этого метода мы использовали прием количественного подсчета, производили наблюдение, устанавливали признаки изучаемого явления. Нами использовался метод сравнительного анализа. Одним из важных методов нашего исследования является метод интервьюирования.
    В дипломной работе используются следующие исходные понятия и термины.
    Авторское музыкальное самодеятельное творчество (АМСТ) - общемировое культурное явление, создание и исполнение музыкальных произведений авторами.
    Авторская песня - часть АМСТ – социокультурное явление, возникшее в 50-х гг. ХХ века, как альтернативный официальному вид отечественной  поэзии, произведения которого исполнялись под аккомпанемент; в настоящее время – вид песни с глубоким содержанием текста.    
    Бард  – в настоящее время то же, что и автор-исполнитель.
    Клуб Самодеятельной Песни (КСП) -  общность людей, занимающихся АМСТ, изучением его истории, архивированием образцов АМСТ, организацией мероприятий в области АМСТ и коммуникацией членов клуба.
    Конкурс – соревнование, проводящееся, как правило, на заранее известных условиях.
    Любительство – самодеятельное движение в сфере свободного времени, проявление социально-культурной активности людей.
    Музыкальное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание новых, никогда ранее не бывших образцов музыкальной культуры общества.
    Самодеятельное творчество - свободная деятельность людей, направленная на создание образцов культуры на непрофессиональной основе.
    Фестиваль – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства, творчества.
    Структура дипломной работы отражает основные этапы исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
    Во введении дается обоснование  актуальности темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, научная гипотеза; приведены научная новизна и практическая значимость; определены теоретическая и методологическая основы, даны необходимые понятия и термины.
    В первой главе     «Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры» приводится исторический анализ   АМСТ в мировом  и российском  масштабах, а конкретно «советский» и современный этапы ее развития, даны предположения о будущем АМСТ в нашей стране.
    Во второй главе «Современные формы организации АМСТ»   анализируются современные формы организации АМСТ: фестивали и конкурсы, КСП; это наглядно демонстрируется на примерах проведения фестивалей и конкурсов авторской песни за рубежом, в России и Тюмени; анализируется сам КСП; показывается ситуация с развитием АМСТ в Тюмени.

    В заключении содержатся основные выводы исследования и намечаются перспективы для дальнейшей работы, выносятся положения на защиту.