Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Cкачать полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

МАРКЕТИНГ

Конспект лекций

 

Обсуждена на заседании кафедры «Прикладной менеджмент» (Протокол № от 2008 г.)

Рекомендована Учебно-методической комиссией факультета менеджмента (Протокол № от 2008 г.)

Утверждена Учебно-методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (Протокол № от 2008 г.)

 

Б Тисенкова О.А.
Маркетинг : конспект лекций / О.А. Тисенкова. – Оренбург : Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2008 . – с.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)». Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО специальности 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению и оформлению», принятым в институте.
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в институте по специальности «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)».

ББК

 

© Тисенкова О.А., 2008
© Оренбургский государственный
институт менеджмента, 2008


Содержание

Лекция 1. Социально-экономические основы маркетинга. Задачи и возможности маркетинга.
Лекция 2. Виды маркетинга.
Лекция 3. Комплекс маркетинга и его окружающая среда.
Лекция 4. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов.
Лекция 5. Информационное обеспечение маркетинга. Маркетинговые исследования.
Лекция 6. Управление маркетингом.
Лекция 7. Поведение покупателей на потребительских и промышленных рынках.
Лекция 8. Товар и товарная политика в системе маркетинга.
Лекция 9. Цена, ценообразование и ценовая политика.
Лекция 10. Распределение и реализация товара. Система товародвижения.
Лекция 11. Система маркетинговых коммуникаций.
Лекция 12. Стратегический маркетинг, виды и формирование стратегий.
Лекция 13. Планирование в маркетинге. Бюджет и контроль маркетинга.
Лекция 14. Конкурентоспособность предприятий.
Лекция 15. Сферы применения маркетинга.
Список литературы


Лекция 1 Тема: «Социально-экономические основы маркетинга.
Задачи и возможности маркетинга»

Основные понятия: маркетинг, принципы маркетинга, функции маркетинга, концепции маркетинга, рынок, потребность, нужда, запрос, обмен, сделка, цена.

Содержание:

  1. Сущность маркетинга.
  2. Государственное регулирование маркетинговой деятельности.
  3. Эволюция концепций маркетинга.
  4. Содержание основных понятий маркетинга.
  5. Принципы и функции маркетинга.

Литература:

В новых условиях рыночной экономики в России существенно возросла социально-экономическая роль маркетинга. Он стал нацеливать предприятия на более глубокое изучение потребностей населения. Здесь потребитель превращается в центральную фигуру, интересам которого подчиняется все производство. Для маркетинга, таким образом, главным становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Усилия предприятий направляются на выявления знаний о товаре и понимание потребителей, на способности и умение маркетологов технически воплотить специфические потребности в реальный продукт, соответствующий вкусам и запросам потребителей. Реализация подобных функций маркетинга означает не только подчиненность сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение маркетинга в необходимый элемент хозяйственного механизма, обеспечивающего сочетание интересов производителя и потребителя как основы роста эффективного производства. Гарантом быстрых сроков окупаемости, высоких темпов эффективности новых производств стала прогностическая функция маркетинга, направленная на точное определение приоритетных новых, еще неудовлетворенных потребностей, на их соизмерение и расчеты потенциальной эффективности их удовлетворения. Таким образом, основным направлением маркетинга является определение ориентиров предприятия на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующих потребностей и получения прибыли. На основе представления потребителю возможности выбора, формируются такие потребности и предпочтения, которые сохраняют известную автономию человека по отношению к общепринятым потребительским стандартам, исключает подражательство и потерю индивидуальности потребления. Это обеспечивает максимизацию выбора товара и степени удовлетворения потребителей.
Важными показателями эффективности предприятий становятся не только экономические показатели, но и общие социальные признаки, такие как имидж, авторитет предприятия у покупателей, приверженность к ним потребителей. Таким образом, происходит переход традиционного маркетинга в социально ориентированный маркетинг, который призван обеспечить рост благосостояния общества и обеспечить новое качество жизни населения.
В реализации маркетинговых задач значительное место уделяется характеристике потребителя, его покупательской способности, потребности, его поведению на потребительском рынке и т. п.
Кроме того, потребители резко отличаются друг от друга по реакции на различные характеристики товара. В основном к ним можно отнести: товар, цена, коммуникации, распределение. На поведение потребителя оказывают влияние и дополнительные мотивы потребительского поведения, которые слагаются из основных сил и событий, окружающих покупателя.
Развитие в нашей стране рыночной экономики создало условия для большинства потребителей перехода от удовлетворения первичных потребностей к удовлетворению вторичных, эмоционально-значимых и формирующих имидж покупателя. На рынке предложения превышает спрос, что позволило сконцентрировать внимание потребителя на выборе лучшего товара. Кроме того, следует учесть, что российское общество состоит не только из социальных групп, но из национальных и религиозных групп. Это, несомненно, вносит определенные коррективы в поведение потребителей и соответственно в деятельность предприятий.
Однако не следует считать, что маркетинг в своей деятельности полностью удовлетворяет потребности общества. Интенсивное использование маркетинга приводит к таким негативным явлениям, как чрезмерное увеличение цен, высокие издержки при организации сбыта, высокие затраты на рекламу и стимулирующие мероприятия, введение в заблуждение покупателей за счет обманчивых цен, продвижения и упаковки, навязывание покупок, а также не качественное обслуживание малообеспеченных потребителей и запланированное быстрое устаревание товаров. Общество старается противостоять этим негативным явлениям маркетинга и в какой-то мере регулировать его деятельность. Это проявляется как через общественные движения, так и через законодательные инициативы государства. В настоящее время во всем мире широко развиты такие общественные движения как консьюмеризм и инвайронментализм.
Государственное регулирование маркетинговой деятельности проявляется в двух основных формах:

  1. в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении;
  2. в изъятии части прибыли, дохода через систему налогообложения путем обязательных платежей в бюджет, используя часть финансовых средств для оказания активного влияния на рынок и рыночные отношения.

В данном случае государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию эффективной занятости населения, экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования специальных (отраслевых и социальных) программ.
Наиболее важными законодательными документами по регулированию маркетинговой деятельности в нашей стране являются Гражданский Кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о рекламе, Закон о техническом регулировании и ряд других законов. Эти законы регламентируют маркетинговую деятельность по таким важным направлениям, как конкурентные отношения, цена, качество, стимулирование и продвижение.
Целью любой производственной и сбытовой системы является достижение наилучшего необходимого результата, который оценивается как непосредственно самим производителем, так и потребителем. Отсюда вытекает основная цель маркетинга, которая заключается в обеспечении этот результат на основе достоверной и полной информации о рынке, эффективном использовании всех ресурсов предприятия и изучении потребительской мотивации покупателей и таким образом обеспечить оптимальность во взаимоотношениях между производителем и потребителем. При этом он затрагивает такие важные сферы экономики, как производство, обращение и потребление. Маркетинг является важнейшим компонентом рыночной экономики, в некотором смысле философией производства, полностью подчиненного условиям и требованиям рынка, которые находятся в постоянном динамическом развитии.