Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА И КЛАССОВЫЕ ОБЩЕСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
(до образования Киевской Руси)

Понятие государства и общественных классов

Первые государства, как известно, возникли 5–6 тыс. лет тому назад в долинах рек Нил, Евфрат, Тигр. Затем государства возникают постепенно и в других местах: в Индии, Китае, Греции и т. д. Однако ранние (примитивные, или архаические) государства были сильно не похожи на то, что сегодня связывают с этим понятием. У них часто не было ясных границ, общих законов, письменности, денег, государственного суда, регулярного войска, иногда и столицы и многого другого. Нередко их жители даже не осознавали себя подданными определенной страны.
В течение тысячелетий государства видоизменялись и совершенствовались. Неудивительно, что на вопрос, что такое государство, даны десятки ответов.
Понятие государство имеет два смысла. Во-первых, это определенная территория, населенная определенными народами, которая имеет свое название, верховного правителя и столицу. Другие государства признают его. Во-вторых, государство – это всегда организация (аппарат управления) специальных людей, которые профессионально управляют другими людьми, следят за выполнением законов, поддержанием порядка, обеспечением общественных нужд власти и населения, отношениями с другими странами. Можно дать условное определение государства во втором смысле. Это особая организация управления, которая претендует на верховную власть над определенной территорией и населением и имеет авторитет и возможности для осуществления своих требований. Государство выполняет разные задачи (оборона, поддержание порядка, сбор налогов на общие нужды и т. п.), среди которых нередко важнейшей было организованное насилие. С его помощью определенные общественные группы, слои (классы) могли держать в постоянном угнетении (эксплуатировать) другие общественные группы, слои (классы), перераспределять в свою пользу богатства и привилегии.
В сельскохозяйственных, т. е. доиндустриальных государствах (до середины XIX в.) очень заметна эта их задача (функция): организованное принуждение и насилие одних групп населения над другими. Например, дворяне владели землей и заставляли крестьян платить налоги, выполнять повинности и выгодные им законы. По мере развития законности, демократии, уничтожения сословных привилегий, роста промышленности эта задача государства уменьшалась, а остальные становились более важными. Для России же, к сожалению, такая функция почти всегда была важнейшей, временами даже резко усиливаясь (как в период сталинского режима). Именно поэтому у нас роль государства была выше, чем во многих других странах, и в отдельных сферах жизни остается слишком большой и сегодня.
Государство также выполняет и другие задачи: хозяйственную, отношения с другими странами и т. п.
Необходимо определить также и понятие общественных классов (в дальнейшем для краткости просто «классы»). Говоря о классах, следует учитывать, какую роль они играют в управлении государством и обществом, как участвуют в общественном разделении труда (профессиональные воины, зависимые крестьяне и т. п.), каким способом получают свою долю общественного богатства (жалованье от государства, от собственного хозяйства, торговля и т. п.).
Классы – это большие социальные группы людей, которые различаются по их месту в организации и разделении общественного труда, управления государством и обществом, по способам присвоения материальных благ и по доле богатства, которую они получают.
Данное мною определение несколько отличается от принятого ранее в советской науке (ленинского). Этот термин появился в эпоху капитализма, когда сословия уже отживали свой век, люди были почти равны перед законом, а отношения собственности стали юридически очень четкими. Маркс считал, что люди делятся в обществе на большие группы – классы – по признаку собственности на средства производства. Например, одни владеют фабриками, заводами, машинами и прочим – это класс капиталистов, другие ничем не владеют, а живут продажей своего труда – это рабочий класс. Затем это понятие было им перенесено и на докапиталистические общества. Но такой подход во многом неверен. Дело в том, что в древних обществах шло деление на сословия, группы, касты, разряды и т. п., у которых были разные права и обязанности, возможности, часто переходившие по наследству. Отношения же собственности (в том числе и владение землей) были опутаны различными ограничениями, условиями, пережитками, обычаями и прочим. Социальное положение человека (статус) больше определялось не его богатством, а принадлежностью к той или иной общественной группе. Скорее, богатство следовало как некая принадлежность к знатному человеку, чем знатность к богатству.
Толкование классов как групп людей, отличающихся, прежде всего, своим отношением к собственности на средства производства, с помощью которой одни эксплуатируют других, для анализа обществ древности и средних веков нередко не годится. Неверно и то, что эксплуатация может осуществляться только через собственность на средства производства. Это в основном правильно для классического капитализма: рабочий не имеет средств производства и потому идет наниматься к предпринимателю, который владеет машинами и т. п. В древности же все могло быть по-другому: не экономическая необходимость, а сила заставляла людей работать на эксплуататоров. Как писал В. О. Ключевский о боярских вотчинах на Руси: «...сама идея о праве собственности на землю, о возможности владеть землею, как всякою другою вещью, вытекала из рабовладения, была развитием мысли о праве собственности на холопа. Это земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие...» .
Как видим, собственность на землю довольно позднее явление, до него общество должно было еще дорасти. Гораздо раньше возникла мысль поработить саму личность, и, вероятно, еще древнее стремление силой отнять или заставить отдать какие-то блага. В самом деле, ведь когда князь во главе дружины собирает с зависимых племен дань, тут нет разговора о какой-то собственности, с помощью которой он эксплуатирует других. Зато здесь явно выражены отношения насилия и подчиненности, потому что тот, кто откажется платить дань, будет жестоко наказан. Поэтому классы, основанные на владении собственностью, более характерны для капитализма, а в древности были не везде.
Однако и для докапиталистических обществ не стоит отказываться от понятия классов, поскольку, несмотря на сословные, национальные, племенные, религиозные, групповые деления и предрассудки, люди сильно различались и по обладанию материальными благами. Поэтому есть смысл в научных целях выделять такие социальные группы, как классы.
Часто говорят о классах, имея в виду, что в обществе существовало всего два противоположных (антагонистических) класса: рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Желая несколько приблизить эту схему к реальности, нередко выделяют еще так называемые промежуточные классы: свободные крестьяне, мелкая буржуазия. Однако такой подход нередко искажает и огрубляет действительность, не позволяет представить реальную картину общественного деления. На самом деле обычно в обществе несколько классов, причем в разных странах и в разные периоды они могут быть очень различными. Можно говорить о классах чиновников, когда роль государства так велика, что главными в обществе становятся государственные чиновники (например в древнем и средневековом Китае и т. д.); в класс может выделяться духовенство, если оно преобладает в экономике и политике. Как классы могут рассматриваться купцы или ремесленники, военная знать и т. п.

Переход к классовому обществу и государству

Изменения в производстве вели к усложнению обществ, росту населения и общественного богатства. Торговля приводила к появлению первых денег в виде скота, шкур, слитков золота, серебра и меди. Богатство как бы становилось зримым, осязаемым. Рост его приводил, с одной стороны, к увеличению неравенства, а с другой – к попыткам добыть его силой: угнать скот, захватить сокровища, заставить людей отдать свое добро. Войны стали постоянной формой общения, узаконенной возможностью прославиться, разбогатеть, захватить пленников. Начинаются столкновения за плодородные земли и удобные территории (там, где можно было контролировать разлив рек, торговые пути, добычу металлов и пр.).
В результате всех этих процессов стала выделяться знать, которая предводительствовала и в военных набегах на соседей, часто используя для этого молодежь, стремившуюся отличиться. Так стали возникать военные дружины. Это привело к увеличению роли военных вождей, особенно если нужно было охранять от врагов собственное население. Наиболее удачливые руководители могли возглавлять союзы племен. Все вопросы теперь вождь решал на собраниях своих воинов-профессионалов, которые были его главным богатством. Русский князь Владимир Святой (Креститель) говаривал: «Серебром и золотом не найду я храброй дружины, а с удалою дружиной найду серебро и золото».
Таким образом, возникло еще одно общественное разделение труда (помимо отделения скотоводства, ремесла, торговли) – появление профессиональных воинов. Они могли позже превратиться в класс угнетателей, но сначала часто просто довольствовались грабежом и данью (это было весьма удобно, особенно если дань, как на Руси пушнину и мед, легко было сбыть за золото). И это разделение труда сыграло важную роль в создании и укреплении государства.
С усилением войн и роли вождей поселения начинают превращаться в города: это, во-первых, крепости, где можно укрыться от набегов, во-вторых, религиозные центры, в-третьих, места своза дани, центры ремесла и торговли (конечно, один город не выполнял всех задач сразу, но вместе города – да). Как сосредоточение военных и экономических сил, город нередко подчинял себе сельскую округу, эксплуатировал ее. Так возникали центральные и узловые пункты будущего государства.
Теперь поговорим о том, как возникло государство. Следует также отметить, что у племен, постоянно соприкасавшихся с соседями-государствами, все процессы шли намного быстрее: контакты, торговля и войны с ними изменяли и племенную психологию.
Распространено мнение, что государство возникает как результат расслоения общества, когда выделившаяся знать, используя свою экономическую мощь, захватывает тем или иным путем и политическую власть в обществе, создает организованную систему насилия над ним, т. е. государство. Такие случаи известны, хотя они достаточно редки. Многие ученые исходят из известной ленинской фразы о том, что государство появляется там и тогда, где и когда общество делится на классы. Действительно, если такое расслоение сильно, то война или другое важное событие, например переселение, могут способствовать быстрому возникновению государственной власти. Но нередко бывало и так, что только после завоевания у народа-победителя и начинается по-настоящему процесс классообразования. С другой стороны, известны общества, у которых существовало сильное социальное и имущественное расслоение, но государство не возникало именно потому, что ему противилась сильная и богатая знать, которая не желала усиления позиций короля.
В целом же процесс  появления государства имел много вариантов. Например, иногда они вырастали из усиливавшейся власти вождя и представления о нем как о священной особе, а порой – из хозяйственной необходимости или благодаря особому географическому положению общества (города).
Мы не знаем точно, как образовались самые первые государства (в Египте, Месопотамии и других местах). Несомненно, что в их возникновении сыграли очень большую роль две вещи. Во-первых, высокая урожайность орошаемой земли и очень большой по тем временам излишек продукции. Поэтому в этих обществах были необходимы администраторы, которые руководили общественными сельскохозяйственными и иными работами и делами: по строительству каналов и храмов, распределению продукции, устройству праздников, обмену с другими общинами, организацией защиты от врагов и т. п. Во-вторых, высокая роль религии, которая  обожествляла вождя-царя, давала ему огромную власть над обществом, часто на первых порах без применения физической силы. Но возникшие мелкие государства стали враждовать между собой, и тогда резко возросла роль войн и военных руководителей в дальнейшем процессе политического развития.
В тех же районах мира (а их было большинство), в которых земледелие не было столь плодородным и прибавочный продукт надо было отбирать силой, война и военные завоевания играли решающую роль в образовании государства. Иногда государства возникали из потребностей обороны. Например, из-за опасности вражеских нападений люди часто покидали свои поселки и переселялись в один крупный, который легче было защитить. Но в крупном поселении-городе, где к тому же население смешалось, а традиции нарушились, государственная власть становилась необходимой.
Нередко одни племена снимались с места и устремлялись в новые места. В случае успеха они могли покорить местное население и образовать государство. Часто завоеватели превращались в профессиональных воинов и управителей. Местная верхушка иной раз уничтожалась, но могла сливаться с ними или образовывать какой-то средний слой. Иногда вожди с дружинами сами отрывались от племени, проводя основное время в походах, иной раз покоряли себе племена и народы, образовывали государство.
Проблема возникновения государства, важная вообще, имеет значение и для конкретных вопросов происхождения древнерусского государства. У славян, так же как и у большинства народов, в процессе образования государства решающую роль сыграли необходимость обороны, внешнее завоевание, наличие дружины у князей. Но помимо этого, для возникновения Руси особое значение имела еще и торговля с Византией и другими странами, которая позволяла продавать дань, быстрее и удобнее накапливать богатства.
Возникновение государства у скотоводов имело свои особенности. Из-за редкого населения и кочевания у них не было хороших возможностей для возникновения государства. Зато очень часто кочевники покоряли и обкладывали данью соседей-земледельцев (нередко и других кочевников), образовывая примитивные государства и становясь господствующим классом.
На территории России кочевники населяли широкую степную полосу юга России и Сибири. Скотоводы жили также на Севере и в Сибири, где разводили оленей. Но там из-за природных условий и отсутствия соседей-земледельцев они так и остались на стадии первобытности.

О рабовладельческой общественно-экономической формации

В учебниках и литературе очень часто говорят о том, что первобытный строй сменился рабовладельческим, возникли рабовладельческие государства. Этому вопросу следует уделить внимание.
В марксистской науке сложилась теория об общественно-экономических формациях, или ступенях развития человечества, согласно которой оно проходит пять огромных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Нереальность последнего ясна. Однако идея о четырех последовательно сменяющих друг друга этапах развития человечества господствует и поныне, фактически она представлена и в школьных учебниках.
Согласно этому взгляду, первые государства вплоть до начала новой эры относятся к рабовладельческим, а с первых веков нашей эры – к феодальным. В теории эти два общественных строя существенно различаются, реально же провести грань между «рабовладельческим» и «феодальным» обществом часто невозможно. Например, в Древней Руси рабство было весьма развито, историк Ключевский даже говорил о нем: «Экономическое благосостояние Киевской Руси XI и XII вв. держалось на рабовладении» . До середины же XI в. крупных земельных владений почти не было. Между тем Русь этого времени считается феодальной. А есть «рабовладельческие» общества, в которых рабство представлено очень слабо. И таких примеров множество. Не годится и объяснение, что многие народы перешли сразу от первобытности к феодализму. Сама же марксистская теория совершенно правильно говорит, что для этого нужно, чтобы уровень производства (производительные силы) новых феодальных государств был существенно выше, чем в рабовладельческих обществах. А как можно сравнить, например, сельское хозяйство Руси с его подсечно-огневым способом обработки земли, отсутствием порой даже двух-трехполья и развитую агротехнику Древнего Рима? Такая теория приводит к абсурду. Но на самом деле абсурдна не история, а эта безжизненная схема. Да, верно, существовало немало государств, в которых было сильно развито рабство (древнегреческие города, Рим и последний пример – Южные штаты США в XIX в.). Однако говорить о стадии, присущей всему человечеству, о рабовладельческом способе производства, или формации, нельзя. Правильнее считать, что после перехода от первобытности к классовым обществам и до появления промышленного общества, основанного на мануфактуре и фабрике, в разных странах образовывались различные общественные модели и формы: рабовладение, феодализм (об этом термине мы еще будем говорить в следующих главах), государственная эксплуатация (так называемый азиатский способ производства) и т. п. Именно это разнообразие общественных форм и создает неповторимость истории каждого общества и государства.

Греческие государства. Скифы

Полоса ранних государств Евразии проходила по южной ее части. Постепенно она расширялась. На побережье Черного и Азовского морей в I тыс. до н. э. началась греческая колонизация. Много городов располагалось на территории нынешней Украины (Херсонес в Крыму, Ольвия – в Николаевской обл. и др.), меньшая часть – на Кавказском побережье и на Азовском море (Танаис близ современного Таганрога и др.). В этих обществах было много рабов, которые составляли наиболее бесправный и угнетенный класс. С этой точки зрения их можно считать рабовладельческими. Однако обычно рабы были все же меньшинством населения, а большинство составляли граждане города и свободные неграждане. Государственное устройство колоний было различным, часто это была демократия граждан, как в Афинах. Греческие города-государства были, прежде всего, торгово-ремесленными. Они активно торговали с местным населением (скифами, сарматами), покупая у них хлеб, скот, шкуры, рабов и другое, продавая предметы ремесла и роскоши. Эти города имели тесные связи с городами собственно Греции, вывозя туда соленую рыбу, шкуры, хлеб, рабов, покупая вино, оливковое масло, ткани, предметы искусства, роскоши и т. п.
Крупнейшим греческим государством, сыгравшим немалую роль в жизни Восточной Европы, было Боспорское царство, ведущим городом которого был Пантикапей (близ современной Керчи).
Это государство контролировало Керченский полуостров, нынешнюю Кубань, северное и восточное побережье Азовского моря. Активно торговало с Афинами. В конце II в. до н. э. там обострились классовые и национальные противоречия, в результате чего в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов под предводи-тельством Савмака, скифа по национальности. Восстание подавил Митридат VI, соседний царь, который и включил Боспор в свое царство. Теперь под властью одного правителя было объединено почти все побережье Черного моря. В результате вскоре начались войны Митридата с Римом. Рим победил и стал контролировать этот район.
В III в. н. э. эти города вступают в кризис, который усиливается набегами готов. Окончательно разорили эту территорию в конце IV в. н. э. гунны. Немногие города продолжили свое существование. Среди них Херсонес, который под властью Византии дожил до XIV в. и имел довольно тесные связи с Русью и Золотой Ордой.
Соседями греческих городов были скифы, издавна населявшие Причерноморье и Приазовье. Это был кочевой воинственный народ, который не удалось подчинить даже персидскому царю Дарию. Подробно быт и нравы скифов описал в V в. до н. э «отец истории» грек Геродот. Уже в то время у них было заметное имущественное расслоение, выделялись вожди-цари, жрецы, военная аристократия. Среди скифов были господствующие и подчиненные племена. Во второй половине I тыс. до н. э. у них складывается государство, скифское царство, столицей которого стал город Неаполь в Крыму. Скифское государство было уничтожено нашествием готов в III в. н. э.
Археологи раскопали целый ряд крупных курганов, где были похоронены скифские вожди или цари. Наиболее известны курганы Куль-Оба (близ Керчи), Чертомлык. В них нашли множество драгоценных вещей, греческих ваз и других произведений искусства. Курганы хорошо показывают как сильное имущественное и общественное расслоение, так и религиозные верования скифов. Они верили, что все, чем владел человек в этой жизни, пригодится ему в загробной. Поэтому вместе с вождем убивали его жен и рабов, иногда тысячи лошадей, клали множество вещей.

Великое переселение народов. Хазары

В первых веках началось так называемое великое переселение народов. Считается, что оно длилось с IV (в некоторых книгах с III) до VII в. н. э., но фактически продолжалось много позже. Множество народов Европы и Азии в это время по различным причинам снимались с мест своего обитания и отправлялись в другие. Нередко пришельцы силой подчиняли себе коренных жителей или изгоняли их. В свою очередь те вынуждены были двигаться на поиск новых земель. Переселялись и скотоводческие, и земледельческие племена. Нашествие варваров разрушило Западную Римскую империю в V в. н. э. Славяне, которые, как предполагают ученые, прежде жили в центре Европы, начали переселяться на Дунай и в VI в. заняли всю европейскую часть Восточной Римской империи (Византии), т. е. Балканский полуостров и Придунавье, а частью направились в Восточную Европу. Многие из переселяющихся народов с Востока или Запада попадали на территорию нашей страны в благодатные степи, находящиеся между Карпатами и Уральскими горами с севера, Каспием, Черным морем и Кавказскими горами с юга. Наиболее известные из них – готы, гунны, авары, болгары, хазары, венгры, печенеги и другие.
В III в. н. э. в Северном Причерноморье поселились готы (германцы), подчинили себе ряд племен, в том числе и славянских, возглавили сильный союз племен. Он был сметен дикими ордами азиатских гуннов в конце IV в. н. э. Гунны долго наводили страх на всю Европу. Они «кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь... гоня перед собой упряжных животных и стада...» – писал о них греческий историк. Гунны заставили переселиться и других кочевников – аланов, часть которых, возможно, стала предками народа – осетин, а другая ушла в Центральную Европу. Кавказские аланы (ясы) упоминаются в русских летописях. В VI в. через южные степи прошли авары, создавшие государство на Дунае – Аварский каганат. Авары называли себя «самым великим и сильным из народов», считали, что «племя аварское неодолимо». О гордости и гибели аваров (обров) рассказывает русская летопись. Вслед за аварами в приазовские степи вторглись завоеватели из Тюркского каганата. Это государство возникло на Алтае в V–VI вв. н. э. и захватило огромную территорию в Азии и Европе. Оно подчинило себе и племена болгар, известные с V в. н. э. В борьбе с поработителями возникло болгарское государство – Великая Болгария. Оно вскоре распалось. Часть народа ушла на Среднюю Волгу, где возникла позже Волжская Булгария, а другая захватила в VII в. славянскую территорию на Дунае, образовала Дунайскую Болгарию, где пришельцы вскоре смешались со славянами и усвоили их язык.
В VII в. с Урала начали движение венгры, племена угро-финской языковой группы. В I половине IХ в. они образовали в Подонье и Приазовье сильный племенной союз, во главе которого стояло племя мадьяр. Позже венгры ушли на Дунай, на территорию нынешней Венгрии. На смену венграм пришли печенеги и торки, хорошо известные из русской истории.
С VII в. усилились хазары, образовавшие государство Хазарский каганат (на Нижней Волге, Северном Кавказе, в Приазовье, Придонье) во главе с царем-каганом. Хазары подчинили и ряд славянских племен. Это государство просуществовало более 300 лет, постоянно воевало с арабами и Византией. У хазар были города: Саркел, Итиль (на Нижней Волге) и др. с хорошо развитыми ремеслами. Но многие жители оставались полукочевниками. Хазария была торговым государством, контролировала важные пути в Каспийское и Черное моря. Хазарская знать приняла религию евреев – иудаизм. Хазария воевала с Русью с переменным успехом, пока ей не нанес смертельный удар в 965 г. князь Святослав.


Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. М., 1993. С. 243.

В данном случае имеется в виду общественная теория, которая, основываясь на идеях и положениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, в 30-е годы в нашей стране превратилась в жесткую, непререкаемую схему, догму*, которой должны были следовать ученые. Эти взгляды оказывают большое влияние и до сих пор.

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. М., 1993. С 242.

Более подробно я изложил эти вопросы в другой своей работе: Л. Е. Гринин. «Философия, социология и теория истории». Вы можете заказать ее в издательстве «Учитель» (В списке издательства № 92). Некоторые из вас имеют живой интерес к проблемам обществоведения, другие будут профессионально изучать историю или общественные науки. Если вы хотите глубже понять ход истории и законы исторического развития или со временем столкнетесь с историко-философскими проблемами, ответы на которые не найдете либо они вас не удовлетворят, обратитесь к этой моей книге. В ней дается систематический и во многом оригинальный взгляд на исторический процесс и общество.