Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

Культура Киевской Руси

Географическое положение Киевской Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно и своеобразно воздействовали на ее духовную и культурную жизнь. Несмотря на географическую относительную близость Западной Европы, основной обмен идеями шел в северном и южном направлении. С юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией достаточно жестко обусловили выбор новой религии. Византийское богослужение произвело на русских сильное впечатление. Столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву.
Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники старины. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Тем не менее христианизация Руси не может рассматриваться как единственная отправная точка окультуривания русского народа.
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало со-здание братьями Кириллом и Мефодием во 2-й половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма. Договор 911 г. между Олегом и Византией уже был написан на двух языках: греческом и славянском. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев населения свидетельствуют летописи и археологические находки XI в., многочисленные новгородские берестяные грамоты.
Русская литература родилась в 1-й половине XI в. В Средневековье она была элитарной. Ведущую роль в ней играла церковь. Материалом для письма служил пергамент – телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в XV–XVI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Почерк XI–XIII вв. называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, сшитая в деревянный переплет, обтянутый кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями.
В основе литературного языка – живой разговорный язык Древней Руси. В процессе его формирования большую роль сыграл старославянский, или церковнославянский. Именно на этот язык Кириллом и Мефодием были переведены во 2-й половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность и велось богослужение. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IV–VI вв.: Иоанна Златоуста (350–470 гг.), Василия Великого (330–379 гг.), Григория Нисского (335–394 гг.) и др. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.
Первые оригинальные сочинения, написанные восточно-славянскими авторами, относятся к концу XI – нач. XII вв. Среди них такие памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанры древнерусской литературы XI–XII вв.: летописание, житие и слово. Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течение восьми веков (XI–XVIII вв.), занимает центральное место. Ни одна европейская традиция не обладала таким количеством анналов, как русская. Летописанием на Руси занимались преимущественно монахи, прошедшие специальную выучку. Составлялись летописи, как правило, по поручению князя, игумена или епископа. Так что порой летопись носила официозный характер (и это обстоятельство надо иметь в виду при изучении истории).
Древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет» летописца Нестора.
Другой распространенный жанр древнерусской литературы – «житие» (агиография). Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов, светских лиц реже и, как правило, только тех, кого церковь считала святыми. Агиография – искусство дореалистическое. Человек в ней становился обобщенным воплощением либо добра, либо зла. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство трех первых дошедших до нас житий: братьев Бориса и Глеба (ок. 1015 г.), «Сказание о Борисе и Глебе» и житие игумена Феодосия (ок. 1074 г.) – основателя Киевской лавры («Житие Феодосия Печерского»).
Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами», относятся к жанру красноречия. Золотой век их развития на Руси приходится на XII в. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха», в котором В. Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений. Позднее эта морализующая тема перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, как управлять государством.
Под значительным воздействием церкви находился другой вид древнерусского искусства – архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство церквей и монастырей. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский (середина XI в.). Наряду с Киевским известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник, также знаменит Печерский монастырь под Изборском Псковской области.
Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Несомненно, что именно монастыри сыграли определенную роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.
После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Эта церковь была увенчана 25 главами. Также многоглавым был 13-верхий собор Киевской Софии, возведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя должна была утвердить равенство Руси с Византией.
Софийский собор – памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики. Многие фрески написаны на русские сюжеты: изображена семья Я. Мудрого, скоморошьи пляски, борьба ряженых, охота на медведя.
В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.
Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045–1050 гг.), в архитектурном облике которого уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески и в избытке орнаментальные украшения языческой древности с ясно просматривающимся рисунком узелкового письма.
В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлообработка, ювелирное и т. д. В Х в. появляется гончарный круг, и до сих пор археологи находят великолепные пряслица, грузики для веретен.
К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью: «Людота  ковал».
Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом на мировом рынке. Высокоценные ювелирные изделия выполнялись в технике перегородчатой эмали (типично русские украшения).
Таким образом, Киевская Русь в домонгольское (до нашествия монголо-татар) время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XI в. она достигла уровня передовых стран Европы.
Начинает складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в развитии литературного языка, в национальном самоощущении единства всего народа, в формировании общей культуры. Высокий по тем временам уровень развития общественной мысли, национального самосознания демонстрируют русские летописи.
В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплетались христианство и язычество.