Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

Принятие христианства. Завершение оформления древнерусской
государственности

В IX–X вв. киевские князья постепенно подчинили восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей.
С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в политической и культурной жизни Руси. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Киевская Русь с правящей династией Рюриковичей и единым господствующим слоем, включавшим дружины киевского князя и его родственников – вассалов. В этих условиях сохранившиеся следы былой независимости стали неприемлемы для центральной власти. В идеологии пережитками старины оказались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские (центробежные) настроения.
Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления не подходили. Необходимость изменений в сфере религии была осознана Владимиром и его приближенными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. К тому же Владимир, по всей вероятности, понимал объединительную, консолидирующую силу и роль идеи, веры, когда она овладевает массами. Это посильней военной силы.
Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию. Владимир попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата, население не поддержало это начинание. И тогда князь принял решение об окончательном разрыве с языческой верой, о принятии монотеистической религии.
После такого решения вопрос о том, какую религию принять, по сути дела, не стоял. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира княгиня Ольга приняла крещение, среди приближенных князя было уже много христиан. Самое, пожалуй, главное – это исторические, экономические, политические и иные связи с православной Византией, которая являлась именно тем государством, контакты с которым представляли для Киевской Руси наибольшую ценность. Однако в летописи описан рассказ об устроенном Владимиром «испытании вер». Дело в том, что, при принятии веры, князь этим спектаклем хотел публично продемонстрировать независимость и свободу своего выбора. Выбора же, по сути дела, не было, и он был уже сделан.
В 988–990 гг. (точная хронология этого события не установлена) было устроено массовое крещение жителей Киева.
Новая религия стала распространяться по всей Руси, зачастую силой (например, в Новгороде). Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. Православное духовенство в первое время было греческим. Знать охотно приняла христианство: оно помогало ей властвовать над народом, укрепило государственность. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов («десятину»).
Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее.
Итак, принятие христианства не только оказало глубокое воздействие на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало укреплению его международных связей.