Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

Культура Киевской Руси

Важнейшим разделом исторического прошлого каждого народа является история культуры, и русский народ внес ценный вклад в ее развитие.
С незапамятных времен существовало устное народное творчество. Переходя из уст в уста через память поколений, оно дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, загадок. В X в. зародился новый жанр – былинный эпос. Герои былин – легендарные богатыри, защитники родной земли от врагов (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Новым в развитии культуры стало появление на Руси письменности. Создание русской азбуки (кириллицы, которой после упрощений мы пользуемся до сих пор) приписывают ученым монахам Кириллу и Мефодию. Находки берестяных грамот XI–XIII вв. в Новгороде и Смоленске, надписи на бытовых вещах и стенах церквей подтверждают, что люди Киевской Руси были грамотными. С XI в. появляются и первые школы (1016 г., Новгород; 1086 г., Киев).
В древней Руси знали и любили книгу. Вначале это были книги церковного содержания, переведенные с греческого языка, но с XI в. появляются книга русских писателей. Важнейшие из них: Киево-Печерский Патерик (сборник рассказов о монахах), «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Хождение» игумена Даниила в Иерусалим, «Слово Даниила Заточника». Вершиной древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Поэма написана в связи с разгромом войск северского князя Игоря половцами в 1185 г. Поэма осуждает княжеские раздоры перед угрозой общерусской опасности и призывает князей защитить Русь от врагов.
Основным видом письменной культуры в древней Руси стало летописание, организованное при монастырях и княжеских дворах. Летописи – погодные записи о наиболее важных событиях. Самой древней русской летописью является «Повесть временных лет», составленная в 1113 г. в Киево-Печерском монастыре.
До X в. все постройки в Киевской Руси были деревянными, но после принятия христианства возникли постройки из камня, прежде всего, церкви. К середине XI в. каждый русский город имел каменный храм. Некоторые из них стали подлинными произведениями искусства. Это соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Богато было прикладное искусство, а Киев, Новгород, Галич стали центрами по изготовлению ювелирных изделий (с цветной эмалью, со сканью, зернью, с чернью, с позолотой), чеканки и художественной отделки оружия.
Многое не сохранилось до наших дней, но оставшиеся произведения свидетельствуют о богатстве и разнообразии культуры Киевской Руси.