Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ (1996–2002 гг.)

Второе президентство ельцина

Выборы президента в 1996 г. стали важным рубежом. Несмотря на непопулярность Ельцина и состояние его здоровья, большинство населения все же предпочло его и рыночное хозяйство возврату в коммунизм. Однако болезнь президента, его неспособность систематически следить за делами, частая смена кадров и пр. привели к тому, что реформы были фактически заморожены, а его окружение все больше теряло чувство меры.
Второе президентство Ельцина, как и первое, было наполнено политическим противостоянием. Несколько раз в Думе поднимался вопрос об отрешении его от власти (импичменте). В течение 1998–1999 гг. страну дезорганизовывала чехарда в правительстве, когда президент, исходя только из ему ведомых причин, очень часто менял председателей правительства: Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина, Путина. Порой это вызывало затяжные политические кризисы. В дальнейшем стало ясно, что таким образом Ельцин подыскивал себе преемника, которым стал Путин.
Экономическое положение, и без того плохое, в конце 1997 – начале 1998 г. стало ухудшаться под влиянием падения цен на нефть и мирового финансового кризиса. В. С. Черномырдин был сменен на посту председателя правительства. Но назначение на этот пост молодого Кириенко только ускорило кризис. Он разразился в августе 1998 г., когда правительство не смогло расплатиться по своим долгам. В результате рубль обесценился в пять раз, миллионы людей в очередной раз потеряли свои сбережения, а инфляция вновь приобрела угрожающие темпы. Тем не менее кризис показал, что некоторые основы рыночного хозяйства в России уже достаточно прочны. А удорожание импорта даже способствовало началу роста в некоторых отраслях промышленности.
В политической области также, несмотря на все острые конфликты правления Ельцина, демократия как форма жизни и государственного строя удержалась и в чем-то усовершенствовалась. Удалось сохранить и территориальное единство России. В то же время регионы стали активнее участвовать в решении важнейших вопросов. Сложились некоторые политические институты, такие как парламент, Конституционный суд, начал создаваться механизм передачи власти. Так, впервые в истории страны добровольно ушел в отставку (в самом конце 1999 г.) ее руководитель Борис Ельцин.
Наиболее больным вопросом оказалась Чечня. Потери в результате военных действий в 1994–1996 гг. были очень большими, взятые города вновь сдавались чеченцам, а в обществе эта война становилась все более непопулярной. Сама Чечня очень сильно пострадала, многие населенные пункты были разрушены. В 1996 г. было заключено перемирие с чеченскими лидерами, согласно которому в 2001 г. нужно было окончательно решить вопрос о том, станет ли Чечня самостоятельной страной или останется в составе России. В Чечне прошли выборы, и президентом был избран Аслан Масхадов.
Однако чеченское правительство практически не контролировало ситуацию в республике, здесь царили анархия, произвол, власть отдельных военных (полевых командиров). Постоянно похищались люди, совершались насилия над мирными жителями, особенно русскими. Осенью 1999 г. вооруженные группы чеченцев напали на соседний Дагестан с целью отделить его от России и установить там мусульманский режим. Но дагестанцы не поддержали захватчиков, а российская армия их разгромила. В это же время в Москве и некоторых других городах были взорваны жилые дома и погибло много людей. Было установлено, что это дело рук чеченских террористов.
Все это вынудило наше руководство в конце 1999 г. возобновить боевые действия в Чечне, которые на этот раз шли достаточно успешно. В течение 2000–2002 гг. были взяты Грозный и все более или менее крупные населенные пункты, боевики были вытеснены в горы, крупные их отряды разгромлены или рассеяны. Российские войска стали контролировать основную территорию республики, но террористы продолжали совершать вылазки, нападения, организовывать взрывы, сбивать вертолеты и т. п.
Несмотря на это, российское руководство упорно продолжало наращивать усилия для налаживания мирной жизни, укрепления местной власти. Была восстановлена подача света и тепла во многие места, беженцы вернулись домой. Начали работать школы и больницы, сельскохозяйственные предприятия.

Первые годы первого президентства путина

26 марта 2000 г. в результате выборов вторым президентом России стал В. В. Путин. С его приходом стали решаться некоторые проблемы, появилась определенная политическая и экономическая стабильность, постепенно стала укрепляться государственность в новой России. Всякие заявления сепаратистов о выходе из состава России полностью умолкли. Жизнь несколько улучшилась. Реже стали задержки зарплаты. Постоянно повышались пенсии и зарплаты бюджетников. Вовремя стал приниматься бюджет. Продолжался экономический рост, который начался в 1999 г. Стоит отметить, что Путин  с самого начала старался принять определенные (хотя и недостаточные) меры для поддержания этого роста, например были понижены налоги, несколько улучшилось отношение правительства к предпринимателям.
Среди заметных политических изменений первого президентства стоит отметить создание в России семи крупных районов, каждый из которых включает в себя несколько областей и краев, в которых поставлены представители президента. Это облегчает последнему контроль за местными делами и властями. Изменились также принципы комплектования Совета Федерации. Раньше там были представлены губернаторы и руководители местных законодательных органов. Однако это сильно отвлекало их от местных дел. К тому же не так легко было каждый раз их собирать. Теперь Совет Федерации формируется из представителей областей и краев на постоянной основе.
К сожалению, произошло и немало трагических событий, связанных с различного рода стихийными бедствиями и катастрофами. Среди них наиболее заметным событием стала гибель атомной подводной лодки «Курск» летом 2000 г. Это произошло из-за технических неполадок, в результате которых торпеда взорвалась внутри лодки. Гибель «Курска» еще раз подтвердила, что Россия должна привести свои военные силы в соответствие со своими возможностями. Лучше иметь меньше вооружений, но содержать их в хорошей боевой готовности.

Внешняя политика

С 1996 г. постепенно отношения с Западом стали ухудшаться. Вина здесь во многом лежала на руководстве России, поскольку реформы шли плохо, деньги, полученные в виде займов, использовались неэффективно, а аппетиты в получении кредитов росли. Охладили отношения с Европой и США также и результаты августовского кризиса 1998 г., поскольку решением правительства Кириенко долги иностранным владельцам ГКО на сумму в десятки миллиардов долларов были заморожены и фактически обесценены.
Но виноваты были также и западные страны, которые перестали рассматривать Россию как державу, с которой необходимо считаться, нередко проводили по отношению к ней неумную, близорукую политику, интриговали против нее с помощью бывших республик СССР и стран социализма. В отношении России западные страны использовали и используют «двойные стандарты», т. е. порой делают сами (или разрешают делать другим) то, за что сильно ругают Россию. Или требуют от российского руководства соблюдения прав человека, а в отношении российских граждан отказываются их соблюдать.
Большие сложности вызвало стремление руководителей европейских стран расширить границы военного союза НАТО, включить в него Чехию, Польшу, Венгрию и даже бывшие республики СССР. Другой конфликт был связан с решением НАТО бомбить Югославию в 1999 г. Конечно, руководство этой страны во главе с президентом Милошевичем проводило неумную, в чем-то даже преступную политику в отношении территории, населенной албанцами (Косово), и отказывалось вести конструктивные переговоры по этому вопросу. Тем не менее решение НАТО начать военные действия без санкции на то ООН означало нарушение общепринятых в мире норм, полное игнорирование мнения других стран. Россия решительно выступала против бомбежек. Это противостояние ухудшило наши отношения с Западом так, что казалось, дело дойдет до разрыва. Но, к счастью, этого не случилось.