Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

КУЛЬТУРА И НАУКА СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА
(20-е – первая половина 50-х годов)

Общая характеристика

Советская наука и культура вместе со всем обществом прошли ряд этапов (условно 5).

1. 1918–20 гг., гражданская война. Еще некогда было специаль­но заниматься культурой и наукой, которые во многом продолжали жить дореволюционными истоками. Важнейшей задачей было добиться лояльности интеллигенции, чтобы она не выступала против новой власти. Однако уже немалая ее часть была привлечена на службу партии и Красной Армии, другая была поставлена под контроль с помощью продуктовой карточки и страха. В этот период наша культура понесла огромные потери. Многие ее выдающиеся представители погибли или уехали за рубеж. Среди последних отметим А. И. Куприна, И. А. Бунина, Ф. И. Шаляпина и многих, многих других.

2. Период двадцатых годов. Власть более основательно прибирает духовную сферу к рукам. Вводится цензура, контроль над наукой и образованием. Из страны высылаются нежелательные деятели. Однако в литературе и искусстве еще соперничают различные школы и направления, существуют многочисленные группы. Относительно независимы в выборе научной деятельности ученые. Поскольку и в самой партии существуют уклоны и оппозиции, постольку и в общественных науках, при том что господствует марксизм, имеются разные точки зрения. Огромный ущерб наносится религиозной культуре.

3. 30-е годы. В этот период, по выражению Бухарина, власть начинает «штамповать интеллигенцию», «вырабатывать ее как на фабрике». Разумеется, она должна быть идеологически полностью подчинена партии. В культуре разнообразие сменяется однообразием и включением всех в единую организацию («Союз писателей» и пр.). Творческую интеллигенцию все больше стремятся сделать чиновниками от искусства, одновременно подкармливая этих «служителей муз», давая им различные материальные блага и награды. Цензура становится жестче. В общественных науках также воцаряется «единство», равнение на «Краткий курс ВКП(б)» и высказывания Сталина. Даже в неидеологических науках ученые все жестче подчиняются планированию, невежественному начальству, партийным организациям. Наука сильнее привязывается к военным и полицейским задачам государства. Самое же страшное в этот период – безжалостные репрессии против тысяч и тысяч интеллектуалов, в том числе и с мировым именем. А вместе с этим усиливается и моральное падение.

4. Отечественная война. Она характеризуется большим патриотическим подъемом, определенной самостоятельностью в выражении мыслей и чувств в рамках служения победе. Появилась надежда на улучшение, усилился контакт с зарубежьем.

5. 1945–1953 гг. Вместо смягчения режима наступает его ужесточение. Власть (персонально Жданов) начинает идеологическое наступление на культуру и науку. Поставлены под запрет даже нейтральные науки: генетика, кибернетика, квантовая механика. Насаждаются псевдонауки. Еще больше зажаты общественные науки, которые в очередной раз пересматриваются в духе борьбы «с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Живая мысль сохранялась лишь в сферах, связанных с военной деятельностью. Но и там с 30-х годов многие ученые и конструкторы были загнаны в особые лагеря («шарашки»), где трудились на благо Родины. Продолжались (хоть в меньших масштабах) репрессии интеллектуалов, проводимые еще и по национальному признаку. В целом, даже по сравнению с 30-ми годами, 40-е оказались более мрачным периодом.
Конечно, в любое время было и немало светлых сторон в культуре и науке, о них пойдет речь далее.

Литература и искусство на путях социалистического реализма

В 20-е годы было много объединений среди писателей: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), Левый фронт (ЛЕФ) и др. Часть писателей не принадлежала ни к каким обществам. Новое их поколение уступало дореволюционным по культуре и образованию, однако выдвинулась большая плеяда выдающихся литераторов: М. Шолохов, А. Фадеев, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев и многие другие. Продолжали писать М. Горький, В. Маяковский, С. Есенин, А. Ахматова, А. Толстой (вернувшийся из эмиграции) и др. Все больше писателей откровенно ставили свое творчество на службу режиму, клеймили тех, кто не желал терять творческую свободу (так называемые «попутчики» и др.). Однако в советский период (до перестройки) 20-е годы были самым свободным временем, хотя и достаточно мрачным. В начале 20-х годов преждевременно умерли А. Блок и В. Короленко, был расстрелян Н. Гумилев, застрелился (или был убит?) С. Есенин (в 1925 г.), а позже (в 1930 г.) покончил с собой призывавший «сделать жизнь» В. Маяковский.
Это время острой сатиры (М. Зощенко, Ильф и Петров, М. Булгаков, А. Платонов), однако в 30-е годы сатирикам стало очень несладко. Им уже нельзя было «клеветать на советский строй».
В 1934 г. писатели были объединены в Союз писателей, а главным средством для выражения их идей и чувств должен был стать, по определению Горького, социалистический реализм. Иными словами, писателем теперь мог стать только тот, кто в своих произведениях восхвалял строй, партию, Сталина и т. п., чье «сердце принадлежало партии» (М. Шолохов). В 30–40-е годы множество писателей подверглось репрессиям и гонениям.
Искусство прошло примерно тот же путь, что и литература. Среди художников можно отметить видных представителей Ассоциации художников революции (АХР) И. Бродского, К. Юона, В. Мешкова и др., «Общества художников-станковистов»: А. Дейнека, Ю. Пименова и др. В 20–30-е годы творят также М. Греков, П. Кончаловский. Среди скульпторов можно выделить В. Мухину. Разумеется, судьба многих художников была трагичной. Так, умер в нищете выдающийся живописец В. М. Васнецов. В архитектуре в 20-е годы шел поиск новых стилей и форм. Получил развитие так называемый архитектурный конструктивизм (братья Веснины и др.). Наряду с бурным развитием городского и промышленного строительства были варварски уничтожены или испорчены тысячи храмов. После войны в архитектуре утвердился пышный стиль, так называемый советский ампир с лепными украшениями, башенками, барельефами и т. п.
В 20–30-е годы получило развитие кино, которому уделялось большое внимание. Наряду с множеством серых лент были созданы и выдающиеся произведения: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, «Веселые ребята», «Цирк» (сценарий Ильфа и Петрова) Г. Александрова и др. Довольно активной была и театральная жизнь. Наиболее известные режиссеры – К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов и др. Еще с дореволюционных времен существовала сильная школа артистов театра и кино. Из выдающихся композиторов можно отметить Д. Шостаковича, С. Прокофьева. Репрессии коснулись многих деятелей искусства.
30-е годы были периодом быстрого распространения грамотности, перехода ко всеобщему начальному образованию (в городах – к семилетнему), открытия множества вузов, техникумов, научно-исследовательских институтов.

Наука на службе военщины и бюрократии. Ждановщина

Ущерб, нанесенный науке революцией и эмиграцией, был велик. Однако в 20–30-е годы она добилась ряда существенных успехов. Высок был уровень советской генетики. В 1929 году была открыта Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 научно-исследовательскими институтами. Во главе академии стоял выдающийся ученый И. И. Вавилов. Однако в годы ждановщины генетика оказалась одной из самых пострадавших наук. Сам Вавилов еще до войны был арестован, позже расстрелян. Достижения общественных наук из-за страшного идеоло­гического давления оказались невелики, а многие старые основания – расшатаны. Наряду с некоторыми успехами в 20-е годы в педагогике, психологии, истории здесь царили начетничество, догматизм и цитатничество.