Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

КУЛЬТУРА РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА: В ОЖИДАНИИ БУРИ

Общая характеристика культуры и образования

Короткий, менее двух десятилетий, период до Октября вобрал в себя огромное политическое и социальное содержание. Но он исключителен и тем, что продолжался бурный расцвет отечественной культуры во многих областях человеческого духа. Литература, искусство и общественная наука в этот отрезок времени соединили в себе намного больше направлений и течений, чем прежде. Развивались реалистические традиции, но вместе с этим пышным цветом расцвели различные формалистические направления, отрицающие общественную роль искусства и науки, субъективизм, отказ от поиска истины.
Отличительная черта этого периода – полярность в отношении к политике. У одних полное игнорирование реальной жизни, у других – резкая политизация культуры, партийность в ущерб общенародным и общечеловеческим принципам и т. п. С одной стороны, литература и искусство все больше ориентируются на рынок, в них все сильнее развлекательное и меркантильное направления, с другой – искусство начинает популяризировать политические цели, деятели культуры – активно участвовать в политике, широкие слои населения – обсуждать прежде неизвестные за пределами специалистов социальные и экономические теории.
Россия по-прежнему сильно отставала от других стран по уровню грамотности населения, распространению культуры. Однако в начале XX в. она делает большие шаги в этом направлении. Правительство, земства, церковь открывают множество учебных заведений. Подъем городов, торговли и промышленности также способствовал росту грамотных, число которых с конца века до 1917 г. выросло вдвое, так же как и число учащихся (до 8 млн чел.). При таких темпах через 15–20 лет можно было ожидать введения обязательного начального образования. Увеличивалось и число студентов, гимназистов и т. д. Однако большинство населения находилось в темноте невежества.
Неграмотность народа, его политическая слепота и привычка повиноваться грубой власти, неверные представления о государстве, о том, как изменить свою действительно трудную жизнь, сосуществовали с уже достаточно большим  слоем  интеллигенции,  во  многом  европейски  культурной. Она – русская интеллигенция – имела существенные отличия от западноевропейской или американской, поскольку значительная часть ее принадлежала к господствующим классам. Эта часть (а за ней и другие представители) считали своим главным делом не службу государству или корпорации, не зарабатывание денег (что даже презиралось), а службу обществу, народу, прогрессу. Эти благородные побуждения на практике в условиях чиновничье-полицейского деспотизма, народной бедности означали в той или иной степени оппозицию правительству. Однако между народом и его образованной частью существовала культурная и социальная стена. Интеллигенты думали сломать ее просвещением и агитацией, а на практике оказалось, что темная волна невежества и страстей, искусно направляемая определенными партиями, захлестнула тонкий слой культуры и сильно разрушила ее. Возникло трагическое расхождение. Народ оказался наиболее восприимчив не к идеалам демократии, просвещения и прогресса, а к идеям передела собственности, всеобщего равенства и др., очень опасным и разрушительным. От политических изменений массы ждали мгновенного (почти волшебного) улучшения их жизни, а потому и поверили самой демагогической и лживой пропаганде.
Важнейшее воздействие на культуру начала века оказало ощущение неизбежности огромных перемен, которые уже происходят или вот-вот должны произойти. Кому-то они казались очистительной бурей («Пусть сильнее грянет буря!»), кому-то – концом света. В произведениях и настроениях явственно ожидание кризиса и поиск выхода из него. Ярким явлением в этой связи стал декаданс, т. е. упадничество, когда литература, искусство, даже наука стали проповедовать мистицизм и полный индивидуализм. Но не тот индивидуализм, который требует напряжения всех сил личности, чтобы добиться успеха, а индивидуализм наслаждения, отказа от приличий и условностей, от общеполезного смысла жизни, наплевательства на общественное и человеческое мнение. Характерны строчки Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Новое искусство возводило в абсолют особые формы и приемы изображения, практически непонятные «непосвященным», весьма замысловатые, а часто просто скрывающие за собой духовную пустоту и немощность. Поиск новых форм, изобразительных средств становился самоцелью, забивал полностью не только идейную сторону, но и само содержание. Однако и такое искусство дало множество талантов и значительных имен, создало «серебряный век» в поэзии.

Выдающиеся достижения литературы и искусства

В начале века очень сильны были еще традиции прошлого (XIX в.) и продолжали творить великие его представители. Крупнейшим оставался Лев Толстой, и в глубокой старости не потерявший ясности ума, бывший совестью нации. Тяжелой потерей для культуры стала смерть выдающихся писателей-гуманистов: Чехова, Станюковича и др. Однако их сменили также очень яркие писатели: А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Андреев, В. Г. Короленко, А. М. Горький.
В поэзии преобладали представители новых течений. Особо можно выделить символизм, выдающимся поэтом которого был пламенный патриот А. А. Блок (В. Брюсов и др.). Различные течения декадентства представляли: К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, А. Белый и мн. др. Особо стояли крестьянские поэты: Клюев, Есенин.
В искусстве также развивались традиции реализма: И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин и др. Однако пышным цветом расцвели новые направления. Среди художников-модернистов встречалось немало талантливых, в работах «которых отразились смелые и подчас парадоксальные искания современного искусства», нередко их творчество «с начала до конца проникалось одним чувством – нарастающей тоски и ужаса бытия». Но появилось и много произведений, главной задачей которых было повергнуть зрителя в шок, недоумение, протест, выставить его болваном и профаном.
В архитектуре появился новый стиль – модерн.
Важной общественной трибуной оставался театр. Ведущими были Большой и Малый театры в Москве, Мариинский – в Петербурге. Основывались и новые (не только по коллективам, но и по художественным принципам, подходам): Московский художественный (К. А. Станис-лавский и В. И. Немирович-Данченко), Камерный и др. Однако театры стал теснить кинематограф. Русское кино делало только первые шаги, но к 1914 г. было создано более 300 отечественных кинокартин, появились любимцы публики (Вера Холодная и др.).
В мире музыки продолжали творить старые и появились новые мастера: Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, В. С. Рахманинов. Нельзя не назвать великого певца Ф. И.  Шаляпина.

Успехи науки

В обстановке общественных споров, бурного роста партий и политических трибун быстро развивалась общественная наука. Особенный интерес был к истории России, в которой ученые пытались найти ответы на злободневные вопросы, подыскать аргументы для своих теорий. Неудивительно, что среди политиков было много историков (в том числе лидер кадетской партии П. И. Милюков). Еще продолжал свою деятельность великий историк В. О. Ключевский. Выросла целая плеяда (в том числе и воспитанная им) новых: А. А. Корнилов, И. П. Павлов-Сильванский и др. Немало крупных имен было и в изучении всеобщей истории (Виппер, Тарле и др.). Развивалась и социология, наука еще более политически направленная. Недаром ее крупные представители были влиятельными политиками (М. М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов и др.). Экономическая наука получила материальную основу в виде данных быстро растущей статистики (особенно земской). Политическая экономия стала и университетской наукой. Однако партийность в ней была очень сильна.
Развивались и иные общественные науки (правоведение, литературоведение и т. п.). В философии шли активные споры между идеалистами (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.) и материалистами.