Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Эпоха наивысшего расцвета культуры.
Культура и общественный кризис

Вторая половина XIX в. – время наибольших достижений русской культуры. Никогда одновременно не рождала русская земля такой плеяды великих и выдающихся писателей, художников, композиторов, философов, историков, ученых, публицистов и др. представителей интеллектуальной элиты. В отношении литературы и искусства это время – бесспорно, «золотой век», за которым в начале XX в. последовал «серебряный век». По духу, настроению, жизнеутверждающим началам, стремлению служить общеполезному делу литература и искусство второй половины XIX в. стоят удивительно высоко.
Вопрос о причинах этого явления весьма сложен, чтобы анализировать его в данном пособии. Однако некоторые можно отметить:
1. Отсутствие свободы слова, печати и демократических учреждений фактически делало литературу и искусство общественной трибуной, заставляло их выполнять задачи, которые в других условиях решали бы печать и парламент.
2. Наша литература и искусство не приняли характера массовой, развлекательной культуры, не стали прежде всего коммерческим предприятием.
3. Они были обращены к относительно узкой части населения (ведь и грамотных-то к концу века было чуть больше 1/4 россиян), к людям со сравнительно развитым художественным вкусом.
4. Развитие общества шло по восходящей линии: реформы, быстрый рост промышленности и транспорта создавали уверенность в «светлом будущем», в котором будет «небо в алмазах». Это влияло на мировоззрение деятелей культуры. Следует отметить и высокий уровень преподавания в наших учебных заведениях.
5. Развитие науки в определенной мере было связано с государственной поддержкой ее, в отличие, например, от Англии.
В нашей культуре отразился общественный кризис, который постепенно усиливался, так как многие проблемы в стране не разрешались нормальным путем, а отжившие отношения искусственно консервировались. Такой кризис выражался у творцов и их героев в духовных поисках, в стремлении к самосовершенствованию, попыткам решить сложнейшие философские и нравственные проблемы смысла жизни, насилия и отказа от него и др. В то же время в конце века общественный кризис начинает приводить к отказу от реализма и поиску новых форм.

Мировое значение русской литературы

Русская литература не была единой ни по политическим идеалам авторов и литературных групп, ни по пониманию своей роли в обществе, ни по представлениям о смысле личной и общественной жизни. Однако большинство известных русских писателей рассматривали свое литературное дело как возможность воспитывать читателя, исправлять общественные недостатки, учить хорошему. Поэтому нашу литературу этого периода объединяют проповедование высоких нравственных и политических идеалов, интерес к простому человеку, презрение к пустой обывательской жизни, воспевание лучших человеческих чувств.
Из школьного курса вы, разумеется, знаете главных представителей нашей словесности этого периода.
Революционные демократы – замечательный поэт и гражданин Н. А. Некрасов, рано умерший критик Н. А. Добролюбов, вождь революционеров 50–60-х годов Н. Г. Чернышевский, великий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин. Превосходным мастером слова, большим патриотом был Н. С. Лесков. Он, напротив, являлся ярым противником революционеров (роман «На ножах» и др.), как и другой великий художник, знаток людской психологии Ф. М. Достоевский (роман «Бесы»). Романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. – одни из самых известных русских произведений на Западе. Для пропаганды нашей литературы за рубежом много сделал И. С. Тургенев, тоже один из самых известных в мире русских писателей. Следует упомянуть таких крупных литераторов, многие из которых окончили жизнь трагически, как Н. Г. Помяловский, В. А. Слепцов, В. М. Гаршин и др.
Крупнейшим явлением был Л. Н. Толстой. Каждое его произведение становилось общественным событием. Лев Николаевич создал новый литературный жанр – роман-эпопею. Его книга «Война и мир» произвела и до сих пор производит огромное впечатление на зарубежного читателя, который нередко черпает представления о России именно из произведений Толстого. Вопрос равноправия женщин, семьи стоит в центре другого его романа – «Анна Каренина». И, наконец, один из самых общественно острых его романов – «Воскресение» – развивает любимую тему писателя: какой должна быть нравственная жизнь. Толстой был и выдающимся публицистом, статьи и книги которого: «Рабство нового времени», «О голоде» и др. – дают яркую картину пореформенной России.
Вторая половина XIX в. явила много сильных поэтов: А. К. Толстой, Ф. Тютчев, А. А. Фет, С. Я. Надсон и др.
В последние десятилетия века поразил своим талантом читателей А. П. Чехов. Его искрометный смех, короткие, но чрезвычайно емкие рассказики очень нравились публике. А затем появились рассказы серьезные и пьесы, которые звали к новой, лучшей жизни.
Крупными писателями-гуманистами были В. Г. Короленко, К. М. Станюкович, украинские литераторы М. Вовчок, И. Франко и др.
Во второй половине века наша литература достигла вершин мастерства, стала одной из самых сильных в мире, получила мировое признание. По глубине изобретательной силы, проникновению в духовный и внутренний мир людей, по остроте постановки общественных и философских проблем она стала задавать тон, была учителем для многих зарубежных писателей.

Выдающиеся достижения искусства

Реализм захватил и живопись, которая стала активно участвовать в общественной жизни. Академия художеств была этим недовольна. В результате группа художников в начале 60-х годов во главе с И. Н. Крамским порвала с ней и организовала свою артель, которую нередко называли «академией Крамского».
Через несколько лет ими было создано Товарищество художественных передвижных выставок, а сами художники стали называться передвижниками.
Среди них можно выделить В. Г. Перова, который большое внимание уделял изображению тяжелой доли народа, сатирически описывал нравы. Поражает своей безысходностью его картина «Проводы покойника», навевает грусть и вызывает слезы полотно «Старики-родители на могиле сына». Стоит отметить его картины о природе («Охотники на привале» и др.).
Всем известны произведения И. Е. Репина, особенно «Бурлаки на Волге». Немало у него картин на историческую тему: «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ряд полотен посвящен революционерам: «Арест пропагандиста», «Не ждали» и др.
История страны встает с полотен В. И. Сурикова. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» рассказывают о «бунташном» семнадцатом веке, «Переход Суворова через Альпы» воспевает героизм русских солдат. Духовная жизнь народа воплощена в картинах В. М. Васнецова, знакомых нам с детства: «Три богатыря», «Аленушка» и др.
Во второй половине века вершин мастерства достигают художники-пейзажисты, природа перед зрителем как бы оживает, рассказывает ему о себе, пробуждает лучшие чувства. Непревзойденные мастера пейзажа – И. И. Шишкин, И. И. Левитан и многие другие. Огромное количество картин, в основном посвященных морю во всех его видах, создал И. К. Айвазовский.
Подобно живописи, достигла расцвета и вершин художественной силы музыка. Наиболее известным в мире русским композитором этого времени является П. И. Чайковский, исключительно разносторонний мастер. Он написал 6 симфоний, ряд опер: «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др., несколько балетов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др., множество романсов и др. малых произведений. Удивительно мелодичные, полные силы, мысли, полета творения Чайковского продолжают волновать слушателей.

В начале 60-х переломных годов сложилось и объединение композиторов, получившее название «Могучая кучка». В эту группу входили М. П.