Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Скачать полностью

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Взлет литературы. Театр

Подъем национального самосознания русского народа отразился на расцвете его литературы. Уже в начале века творила целая плеяда выдающихся прозаиков и поэтов: В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, В. Т. Нарежный, И. И. Козлов, баснописец И. А. Крылов и многие другие. В России стали появляться исторические романы (И. И. Лажечников «Басурман», «Ледяной дом» и др.), которые во многих отношениях не уступали романам знаменитого Вальтера Скотта. Особенно популярен был «Юрий Милославский» (о событиях смутного времени) М. Н. Загоскина. Литература начинала играть все более важную общественную роль. Революционер-демократ А. И. Герцен, также писавший и художественные произведения, отмечал, что у народа, лишенного свободы слова, каким был русский, литература становится главной общественной трибуной. Но, конечно, по-настоящему мирового уровня наша словесность достигла с художественным гением А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова. Эти писатели, судьба которых была по разным причинам трагичной, написали мало по объему, но чуть ли не каждое их произведение было шедевром, закладывало прочный камень в здание нашей культуры. С именем Пушкина связаны и формирование русского литературного языка, и новые жанры (например, роман в стихах «Евгений Онегин»), и развитие поэзии, и многое другое. Вольнолюбивыми мотивами пронизано творчество Лермонтова, особенно его поэмы «Демон», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» дал характеристику целого поколения дворян. Выдающимися событиями стали пьеса (комедия) Н. В. Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души». Рост литературы вызвал к жизни и критику, выдающимся представителем которой был В. Г. Белинский. В 40-х годах появилась блестящая плеяда молодых писателей, будущих корифеев литературы. Среди них Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, «Записки охотника» которого повлияли на все общество, в том числе и на будущего императора Александра II, отменившего крепостное право. Литература все больше формировала общественное мнение, становилась политической силой, а потому часто, даже против воли, писатель попадал как бы в оппозицию режиму. Отсюда трагическая судьба Пушкина, Лермонтова, надлом Гоголя, репрессии в отношении А. И. Полежаева, Т. Г. Шевченко и др. Эпоха была характерна и тем, что значительно больше, чем прежде, пробивается способных людей из самого угнетенного сословия. Нередко общественность добивалась освобождения или выкупа такого человека.
Получил значительное развитие и театр. Помимо общественных и императорских, в моде были крепостные театры, среди актеров которых было много талантливых.
В театрах шли и балеты, и оперы, и особенно много водевилей. Но ставились и классические мировые произведения: драмы Шекспира, комедии Мольера и т. д. Выдающимися актерами были В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, А. Е. Мартынов и др.
Среди пьес, которые составили славу русского театра, следует отметить, прежде всего, великую комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», драму Пушкина «Борис Годунов», комедии Гоголя «Ревизор», «Женитьба».
Большого развития достигла и журналистика, появилось много журналов и газет.

Искусство и архитектура

Первая половина XIX века – это утверждение реализма в искусстве, которое обрело большую выразительность. Первые великие имена появились в музыке и живописи. Выдающимся композитором, гордостью нашей культуры был М. И. Глинка, вокруг которого группировались такие крупные деятели русской музыкальной культуры середины века, как композиторы А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, искусствовед В. В. Стасов. Популярными операми Глинки были «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Появилось много русских романсов, в основе которых нередко лежали народные мотивы. Многие романсы: А. А. Алябьева («Соловей»), А. Е. Варламова («Красный сарафан»), А. Л. Гурилева («Матушка-голубушка») – пользовались широкой известностью.
В России живопись во многом направляла Императорская Академия художеств. Однако в ней придерживались условностей классицизма, что ограничивало возможности творчества. Нередко поэтому расцветали таланты и вне стен академии. Таким был купеческий сын А. Г. Венецианов, еще в первые десятилетия создавший целую галерею образов крестьян и крестьянок («На пашне», «На жатве» и др.).
Продолжала совершенствоваться и портретная живопись. Два выдающихся ее мастера – О. А. Кипренский и В. А. Тропинин – оставили хорошо известные вам портреты Пушкина. Великим художником был К. П. Брюллов. О самой знаменитой его картине, громадное полотно которой поражает, «Последний день Помпеи» Гоголь говорил, что она «принадлежит совершенно вкусу нашего времени, который вообще... выбирает сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
Представителем критического реализма был П. А. Федотов. Его произведения «Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др. – целые рассказы, которые запечатлели быт и нравы этого времени.
На новую ступень встала и отечественная архитектура. Ведь вследствие притока населения усиливается и градостроительство. Почти во всех губернских городах были воздвигнуты массивные каменные корпуса «присутственных мест». Для русского градостроительства 20-х годов XIX в. особенно характерно создание мощных архитектурных ансамблей. В Петербурге самым великолепным из них был комплекс зданий Дворцовой площади с аркой Главного штаба и воздвигнутой позднее 47-метровой Александровской колонной. Все та же идея могущества и непобедимости Российской державы нашла воплощение и в величественных зданиях Сената и Синода, на фоне которых приобрел еще большую торжественность монумент «Медного всадника» . Создавались такие величественные центральные ансамбли не только в Петербурге и Москве, но и в Твери, Казани, Ярославле, Симбирске и других городах.
Более монументальными и совершенными стали и частные здания, в чем дворянам подражали купцы и мещане. По словам современника, в начале века в Петербурге обывательские 3- и 4-этажные дома росли на всех улицах не по дням, а по часам.
Правительство очень заботилось о великолепии своей столицы, которая в начале XIX в. приобрела тот «строгий, стройный вид», что восхищал поэта. «В гранит оделася Нева». В столице творили выдающиеся архитекторы. Сын крепостного А. Н. Воронихин украсил ее Казанским собором. Француз Тома-де-Томон воздвиг Биржу с ее мощной колоннадой. А. Захаров создал здание Адмиралтейства, которое связало в один узел главные парадные магистрали города. В Москве архитектор О. И. Бове завершил прекрасные здания Большого и Малого театров.
Немалого достигли и скульпторы. Б. И. Орловский в 30-е годы поставил перед Казанским собором памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. К годовщине освобождения Москвы от поляков И. П. Мартос воздвиг на Красной площади памятник Минину и Пожарскому.

Достижения в науках. Географические экспедиции

В этот период страна могла похвастаться крупными достижениями в науках. Невиданное прежде значение получила история, что было связано и с ростом национального самосознания, и углублением кризиса крепостничества, и усилением антиправительственных настроений. Восторг вызвал у читателей 12-томный труд «История Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, замечательного писателя и патриота. Политической идеей автора было прославление самодержавия, которым, по его мнению, Русь создалась и расцвела, а в период ослабления самодержавия наступал упадок общества. И сегодня «История...» Карамзина ценна для нас, но, разумеется, не за монархизм, а потому что она прекрасно написана и является в значительной мере как бы художественным произведением, содержит огромное количество фактов.
Выдающимся историком был Т. Н. Грановский, лекции которого по всемирной истории являлись ярким событием. В книгах и статьях русских авторов, таких как славянофилы А. С. Хомяков, Иван и Константин Аксаковы, революционных демократов Белинского, Герцена и др., поднимались и решались серьезнейшие философские проблемы.

Еще больших успехов достигли точные и естественные науки. Н. И. Лобачевский, бессменный ректор Казанского университета, открыл новую

История СССР с древнейших времен до наших дней: в 12 т. Т. IV. М., 1967. С. 572–573.