Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Рынок , конкуренция и её виды:


Рынок – система отношений товарного обмена основанная на взаимодействии спроса и предложения.
Условия возникновения рынка:
Общественное разделение труда;
Экономическая обособленность производства;
Самостоятельность производителя.
Рынок имеет субъектно - объектную  структуру:
Субъекты:                        Объекты:
1) домашнее хозяйство;   1) факторы производства;
2) государство;                  2) товары и услуги;
3) предприятие.                 3) деньги, ценные бумаги, субсидии.          

Структура рынка 

Критерии

Виды рынка

Экономическое назначение объектов рынка

- товаров и услуг;
- средств производства;
- труда;
- инвестиционный;
- ценных бумаг;
- денежный рынок;
- информационный.

Географическое положение:

- мировой;
- национальный;
- региональный;

Степень ограничения конкуренции:

- монополистический:
- олигополистический;
- свободный;
- смешанный.

Виды отрасли:

- компьютерный;
- продуктовый.

Характер продаж:

- оптовый; розничный

Инфраструктура – совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих их нормальное функционирование.


Инфраструктура

Виды рынка

Товарная биржа; предприятия торговли; ярмарки; аукционы

Товаров и услуг, средств производства

Банки, фондовые, страховые компании, инвестиционные фонды

Денежный, фондовый

Биржи труда

Труда

Информационные фонды, агентства, юридические, глобальные сети

Информационный

 Функции рынка:
Посредническая – между производителями и потребителями;
Ценообразующая – формирует цены на основании спроса и предложения;
Информирующая -   цены несут информацию о состоянии экономики;
Регулирующая – перераспределение капитала и регулирование объемов производства;
Стимулирующая – стимулирование наиболее эффективных производств за счет дополнительной прибыли;
Оздоравливающая – освобождение от неэффективной хозяйственной деятельности.
Факторы рыночного саморегулирования:
Рыночные цены – фактические цены, свободно складывающиеся в соответствии со спросом и предложением;
Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. 
3.Спрос и предложение
Схема рыночного регулирования
 

 

 


Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. 
Формы конкуренции:
Ценовая:  характеризуется:снижением цен; скидками и премиями:дешевыми распродажами.
Неценовая: характеризуется: качеством и надежностью; дополнительными гарантиями;
послепродажным обслуживанием; рекламой.
Исходный анализ спроса
Основные задачи рыночной организации производства решаются через механизм спроса и предложения.
Потребность в определенных благах называется абсолютным спросом, а потребность обеспеченная денежными средствами,  является действительным платежеспособным спросом.
Спрос -  платежеспособная потребность, определяемая количеством товаров, которое потребитель готов  и в состоянии купить по определенной цене, в течение определенного времени.
Закон спроса: «Снижение цены (при прочих равных условиях) ведется к увеличению спроса». Таким способом между ними образуется обратная связь. Она может быть представлена графически.
Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различное количество товаров.
Цена спроса -  максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного товара.
6.Исходный аналаиз предложения
Предложение – количество продукта, которое предлагается к продаже по определенной цене в течение определенного времени.
Закон предложения – повышение цены (при прочих рабочих условиях) приводит к увеличению величины предложения и наоборот.
Эта прямая связь может быть представлена графически.
Шкала предложения.


Цена, д.е.

Величина предложения в неделю, т.е.

Точка на графике

1

20

Р1

2

40

Р2

3

55

Р3

4

68

Р4

5

80

Р5

Подпись: цена

 

 

 

 

 

 

Кривая предложения показывает, какое количество товара продали бы производители при различных ценах.
Цена предложения -  минимальная цена, по которой продавец согласен предложить на рынке данное количество товаров.

Равновесная цена и эластичность спроса и предложения:
Спрос и предложение определяет рыночную цену, наиболее приемлемую как для производителя, так и для потребителя.
Компромиссная цена, при которой объемы спроса и предложения равны, называется равновесной.
Точка пересечения спроса и предложения называется точкой равновесия.
В ней спрос и предложение совпадают (47 т.е.), а рыночная составляет (2,5 д.е.). Это означает, что только при данном уровне цены количество товара которое хотят продать производители ровно тому количеству, которое хотят и в состоянии купить потребители.
Равновесная цена устанавливается не сразу. В этих случаях может наблюдаться либо не достаток товаров.
Если цена выше равновесной, наблюдается избыток товаров, трудности сбыта, конкуренция продавцов, снижение цен; рост спроса и цена становится равновесной.
Если цена ниже равновесной, наблюдается дефицит, трудности с покупкой товаров, конкуренция покупателей; повышение цен; рост предложения, цена стремится к равновесию.
Ценовая эластичность спроса.
Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос называется эластичным.
Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:
Кц.э.д.=?Q(%)/?P(%)
Если: К>1, то спрос эластичный;
К<1, то спрос не эластичный;
К=1, то это единичная эластичность.
Особый вид эластичности – перекрестная эластичность она показывает, как изменяется спрос на сопряженные товары в ответ на изменение цен. Это связь у взаимозаменяемых товаров – прямая (рост цены на масло увеличивает рост цены на маргарин), а у взаимодополняющих – обратная (ботинки и шнурки).
Неэластичный спрос наблюдается на товары первой необходимости. На коэффициент эластичности влияют три фактора:
- величина предельно возможных затрат покупателя;
- количество, качество и цена  товаров- заменителей;
- число конкурентов по производству данного товара.
Чем выше доля высокоэластичных товаров, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.
Существует понятие эластичности спроса по доходу:
Кц.э.д.=?Q(%)/?d (%)
Если  при росте дохода на 8 %, спрос  на автомобили увеличивается на 24%, это значит, что эластичность спроса равна 3, т.е. рост спроса превышает доход в 3 раза.
Помимо цены на спрос воздействуют и другие факторы (неценовые):
Изменение вкусов покупателей;
Изменение числа покупателей;
Изменение доходов покупателей;
Изменение цен на сопряженные товары;
Степень удовлетворения потребностей.
Изменение, в спросе вызванное неценовыми факторами приводит к смещению кривой спроса вправо или влево:
Подпись: цена 

 

 


           
Предложение подобно спросу может быть эластичным и не эластичным.
Кц.э.к.=?Q(%)/?P(%)
Предложение эластично, если предложение изменяется в большей степени, чем цена.
Предложение не эластично, если предложение  изменяется в меньшей степени, чем цена.
Факторы, влияющие на эластичность.
Наличие резерва производственных мощностей;
Наличие товарных и материальных запасов;
Наличие времени реакции на рынке
Неценовые факторы изменяют рыночное предложение, в целом  сдвигая кривую предложения влево или вправо.
К ним относятся:
изменение цен на ресурсы;
изменение технологий;
изменение налогов и субсидий;
изменение цен на другие товары;
погодные условия;
изменение числа покупателей.