Сайт в помощь студенту Грамоте учиться – всегда пригодится

Cкачать полностью
                                       
Курсовая работа
на тему:


S.W.I.F.T. в системе международных межбанковских расчетов

 

Студент

 

Группа

СБИ-1

Факультет

Финансов

Специальность

Финансы и кредит

 

 

Руководитель

 

 

Москва, 2006

 

Москва, 2006

 


Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Системы банковских телекоммуникаций
2.1.1. Системы электронной почты
2.1.2. Специализированные сети телекоммуникаций
2.2. Всемирная межбанковская система SWIFT
2.2.1. Главные цели создания SWIFT и основные этапы ее развития
2.2.2. Преимущества и недостатки сети
2.2.3. Членство в SWIFT
2.2.4. SWIFT в России
2.2.5. SWIFT-RUR
2.2.6. SWIFT BIC
2.2.7. Сообщения SWIFT
2.2.8. Архитектура сети SWIFT
2.2.9. Обеспечение безопасности функционирования SWIFT
2.2.10. Миграция на SWIFTNet
2.2.11. Сервисы SWIFTNet
Сервис MACUG
Сервис SWIFTNet FIN
Сервис SWIFTNet InterAct
Сервис SWIFTNet FileAct
Сервис SWIFTNet Browse
2.3. Электронные системы межбанковских расчетов
3. Заключение
4. Используемые материалы

 

 


 

Введение

Банковские услуги в настоящий момент являются одним из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов деятельности в нашей стране.
Многие из оказываемых банками специфических услуг непосредственно связаны с применением телекоммуникационной среды. К таким услугам относятся типичные для банков формы работы:
безналичные расчеты с использованием пластиковых карт;
взаимодействия «клиент-банк»;
межбанковские взаимодействия в России;
международные клиентские взаимодействия через систему SWIFT и некоторые другие.
Целью работы я поставил рассмотрение системы S.W.I.F.T – системы всемирных межбанковских телекоммуникаций, ускоряющей и облегчающей расчеты между банками. Кроме того рассмотрены более простые системы, которые живы и по сей день, различные системы банковских коммуникаций: электронная почта, специализированные сети (телеграфная и телефонная сети, факсимильная связи и т.п.), электронные системы межбанковских расчетов и электронные платежи в банковской системе России.
Данная тема весьма актуальна в наше время, так как внешние взаимодействия банка - основа его нормальной работы, поскольку они обеспечивают все основные банковские функции, сформулированные в Законе о банковской деятельности.
Потребности развивающегося банковского сектора технического и программного обеспечения стимулируют совершенствование автоматизированных банковских электронных систем западными и отечественными разработчиками, создание большого количества сетей во всем мире, что создает благоприятные предпосылки для взаимодействия банка с внешней средой. Такие взаимодействия стали необходимым условием нормальной работы коммерческих банков, поэтому именно в этом направлении можно ожидать наибольшего прогресса развития банковских информационных систем.
Сфера электронных банковских систем является предметом исследований и разработок, проводимых различными специалистами - в основном по телекоммуникациям, банковским информационным системам, информационным технологиям различного характера. Потребность в таких разработках ощущается практически в любом банке и затрагивает профессиональную деятельность многих банковских специалистов.

Основная часть

Системы банковских телекоммуникаций

 

Первым техническим средством, пришедшим на помощь банкирам, был телеграф, который используется и доныне как в своем первоначальном виде, так и в современной модификации в виде телекса. Современная телефонная связь обеспечивает передачу видеоизображений, в том числе факсимильную передачу документов. Но наиболее перспективным считается развитие систем передачи и обработки цифровой информации с применением компьютерной техники. Современные способы позволяют передавать с помощью цифровых сигналов аудио- и видеоизображения.

Системы электронной почты

С 1986 г. интенсивно развиваются системы обработки сообщений (СОС), называемые также системами электронной почты, системами Х.400. К появлению СОС привело развитие видов связи без установления прямого соединения между отправителем и получателем, т.е. системы с промежуточным накоплением. Системы электронной почты являются типичными представителями сети передачи данных с коммутацией сообщений.
Связь через промежуточный накопитель привлекает абонентов тем, что не требует одновременного присутствия отправителя и получателя во время сеанса связи. Это особенно важно для больших расстояний, где существенна разница во времени. В режиме «почтового ящика» абонент может не держать терминал все время включенным для приема входящих вызовов, как этого требуют диалоговые системы, и может выводить сообщения из «почтового ящика» в любое удобное для него время.
Электронная почта позволяет обмениваться оперативными сообщениями и официальными документами взаимодействующим на рынке фирмам, а также их территориально распределенным подразделениям. Электронная почта - важнейший инструмент документооборота любой компании. В частности, электронная почта обеспечивает возможность сотрудникам компании согласовывать документы с находящимися вне офиса руководителями.
Для выхода в систему используется модем и специальное программное обеспечение. Для передачи сообщений используются как коммутируемые каналы общего пользования, так и выделенные каналы. Защита информации осуществляется как средствами самой компании, эксплуатирующей электронную почту, так и пользователями с помощью электронной подписи. В России много клиентов, пользующихся электронной почтой, но на сегодня наиболее качественные услуги предоставляет электронная почта стандарта Х.400.
Х.400 - это серия международных стандартов, которые разработаны исходя из потребностей мирового рынка в глобальной электронной почте, обеспечивающей:
высокую скорость, надежность и секретность передачи сообщений;
получение уведомлений о доставке и прочтении сообщения адресатом;
возможность отправки сообщения любого типа (тексты, бинарные файлы, графика, файлы в формате всевозможных приложений и т.д.) с опознаванием пользовательской программой типа этой информации;
автоматическую конвертацию текста в кодировку, используемую компьютером пользователя;
удобную систему шлюзования с другими видами электронной почты и разными способами доставки информации, т.е. сообщение, отправленное по электронной почте, может быть доставлено адресату, например, по факсу или телексу;
возможность обмена сообщениями в специальных конвертах для автоматизированной обработки различными АРМ.
Главное отличие электронной почты Х.400 от самой широко распространенной в России электронной почты SMTP является гарантия доставки сообщений адресату.
В 1994 г. ЦБ РФ ввел в эксплуатацию автоматизированную систему электронной почты (АС ЭП) в Московском регионе. С помощью этой системы осуществляется связь между коммерческими банками абонентами сети и подразделениями ЦБ РФ. Банки - абоненты сети получили возможность получать все исходящие из ЦБ РФ нормативные документы в тот же день. Для них открыт доступ к информационным базам данных по экономической и юридической тематике Главного управления (ГУ) ЦБ РФ. Система используется для предоставления в ГУ ЦБ РФ плановой отчетности банков. ФАПСИ дало санкцию на использование в АС ЭП электронной подписи и на защиту каналов связи.

Специализированные сети телекоммуникаций

Применяя соответствующее аппаратное и программное обеспечение, можно создать специализированные сети телекоммуникаций. Специальные формы обмена информацией помогут добиться более эффективного использования сети по сравнению с режимом общего пользования. К специализированным сетям телекоммуникаций относятся системы межбанковских электронных сообщений и платежей, в том числе системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт.
Рассмотрим неполный список служб, предоставляющих телекоммуникационные услуги в России:
служба телеграфной сети общего пользования (ТГ ОП);
телефонная сеть общего пользования (ТФ ОП);
выделенная телефонная сеть «Искра»;
коммерческая сеть «Искра-2»;
служба абонентского телеграфирования в рамках СНГ (Телетайп-АТ) и международная (телекс);
служба факсимильной связи (факс);
сети передачи данных.
Выделенные линии “Искра”, сеть "Искра-2” и некоторые их аналоги  предоставляют пользователям возможность безопасного и быстрого обмена данными по защищенным каналам.
Служба АТ и ее международный аналог - телекс предназначены для обмена документальными сообщениями и ведения телеграфных переговоров между различными организациями и предприятиями. В основном на сети используются морально устаревшие и физически изношенные электромеханические станции. В качестве терминалов использовались телеграфные аппараты различных конструкций, которые со временем заменили на персональные компьютеры.
Сети АТ и телекс предоставляют следующие услуги: передача сообщений, ведение двухсторонних переговоров между телеграфными установками, идентификация абонента путем получения автоответа, прием информации в автоматическом режиме. Несмотря на похожесть этих двух сетей, они в настоящее время не взаимодействуют и это является серьезным недостатком.
Факсимильная связь - сравнительно новая служба, быстро приобретшая популярность. Практически на каждом предприятии в крупных городах имеется по крайней мере один факс. Сущность факсимильной передачи заключается в том, что оригинал разбивается на большое число элементарных участков, отличающихся друг от друга оптической плотностью, т.е. яркостью, отражаемых световых лучей. Каждый участок в зависимости от яркости преобразуется в пропорциональный по напряжению электрический сигнал. Последовательность этих сигналов передается по каналу, на приеме происходит обратное преобразование. Однако эта служба имеет ряд недостатков.
Из-за того, что элементарные участки имеют конечные размеры, часть мелких деталей изображения не воспроизводится.
Возможны геометрические искажения изображения при передаче.
Факсимильный способ передачи проигрывает во времени, так как для передачи одного знака требуется 400 элементов сигнала, против 8 элементов при передаче алфавитным кодом.
Низкое качество каналов телефонной коммутируемой сети РФ увеличивает время передачи.

Всемирная межбанковская система SWIFT

S.W.I.F.T. (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными  направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

Главные цели создания SWIFT и основные этапы ее развития

В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковских операций и необходимости многократных проверок. Естественной реакцией на лавинообразный рост объемов информации на бумажных носителях явилась автоматизация. Однако по мере развития систем банковской автоматизации появлялась необходимость безбумажного обмена финансовой информацией между банковскими системами в то время, как различия в их построении и особенностях протоколов взаимодействия не позволяли создать достаточно надежно работающую интегральную систему связи и обработки информации. Кроме того, в области межбанковских отношений полностью отсутствовала стандартизация.
Поиск более эффективных средств работы заставил в начале 1960-х годов собраться 60 американских и европейских банков для дискуссии по поводу создания системы стандартизации в международном банковском деле. Было принято решение, что конечной целью должно стать использование компьютеров, средств телекоммуникаций, обеспечивающих более надежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. В основу проекта были положены следующие требования:
платежные операции должны осуществляться без участия бумаг и как можно более рационально;
обмен информацией между банками должен быть значительно ускорен с использованием средств телекоммуникаций;
должны быть минимизированы типичные банковские риски (например, потери, ошибочное направление платежей, фальсификация платежных поручений и т.д.).
Инициатива создания международного проекта, который ставил бы своей целью обеспечение всем его участникам возможности круглосуточного высокоскоростного обмена банковской информацией при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа, относится к 1968г. Несколько позже в 1972 г. эта инициатива официально была оформлена в проект. В том же году были выполнены расчеты, даны рекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией. Они сводились к следующему:
система должна основываться на создании международной сети и сетевой службы сервиса; на стандартизации процессов, а также стандартизации форматов сообщений; на стандартизации способов и оборудования подключения банков к сети:


-